Н.В. Банникова, (Д.э.н., профессор) Д.Т. Аминов, (Ставропольский государственный аграрный университет) |
Материалы III международной научно-практической конференции " ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА" г. Москва, 15 марта 2014 года
Процессы, происходящие в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность которой в условиях рынка неоспорима. Оценка и ее ключевая категория – стоимость – являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо хозяйственной деятельности. Основной задачей, которая стоит перед оценкой, как инструментом рынка является установление обоснованного и независимого от заинтересованных сторон суждения (субъектов оценки) о стоимости той или иной собственности (объекта оценки) [1]. |
|||||||||||||||||||||||||
Oсобое значение в данной сфере имеет оценка стоимости бизнеса, целью которой является не только определение цены предприятия в условиях различных вариантов перехода права собственности на бизнес в целом или его часть, но и необходимость повышения эффективности управления производственными процессами, разработки стратегии развития предприятия, обоснования управленческих решений в рамках реализации подхода, основанного на максимизации стоимости компании (Value-Based Management). Показателем, характеризующим качественные изменения в данных направлениях, является стоимость компании, а оценка бизнеса выступает инструментом определения этой стоимости. Точка зрения, в соответствии с которой даже при единстве методологии оценка бизнеса может иметь свои особенности в зависимости от отраслевой принадлежности, достаточно распространена [2]. Это в значительной степени касается сферы аграрного производства, специфика которого связана с влиянием природных условий, социально-экономической ситуацией, отличающей сельские территории, различными аспектами агромаркетинга и т.д. Возможные направления учета некоторых имеющихся особенностей в процессе оценки представлены в таблице. Анализируя эти особенности, следует отметить, что предпочтительным является использование доходного подхода к оценке агробизнеса, несмотря на его высокую фондоемкость. Затратный подход позволяет достаточно объективно определить стоимость предприятий тех отраслей, где производство связано с необходимостью использования большого количества основных средств. Однако в сельском хозяйстве машины и оборудование многих предприятий, не входящих в состав агрохолдингов, имеют высокую степень физического и морального износа, рыночная стоимость недвижимости невысока из-за ее месторасположения. Вследствие несформированности рынка земель сельскохозяйственного назначения их оценка может быть не вполне объективной. С другой стороны, доходный подход обладает теми преимуществами, которые позволяют в достаточной степени учесть рост турбулентности внешней среды в технологической и социально-экономической сфере [4], что весьма актуально для агробизнеса. Таблица – Влияние особенностей аграрного производства на оценку сельскохозяйственных предприятий
При этом для прогнозирования объема продаж, имеющего определяющее значение при обосновании прогнозных величин денежного потока [5], в сфере агробизнеса в большей степени применимы методы, основанные на экспертных суждениях оценщика, чем формализованные методы регрессионного анализа, сводящиеся в выявлению трендов в ретроспективном периоде. |
|||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Жигунова О.А. Теоретические аспекты оценки бизнеса. - Инновационное развитие экономики. -2011. -№ 4. -С. 27-32. 2. Станишевский А.В. Применение подходов к оценке бизнеса в рамках реализации стоимостной концепции управления (на примере предприятий лесозаготовительного комплекса Хабаровского края). - Вестник Тихоокеанского государственного университета. -2011. -№ 3. -С. 129-138. 3. Ахтямов М.К., Боброва А.В., Ильинская Л.Г. Оценка стоимости бизнеса для субъектов малого предпринимательства: цели и проблемы. - Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 1. -С. 241. 4. Бузырев В.В., Кашина Е.В., Карнаухов А.А. Систематизация методов оценки эффективности деятельности предприятия и формирование алгоритма выбора метода в рамках доходного подхода. - Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -2013. -№ 3. -С. 13-20. 5. Лейфер Л.А. Оценка бизнеса в рамках доходного подхода. прогнозирование объема продаж на основе информации о параметрах рынка и фундаментальных характеристик компании. - Вопросы оценки. -2012. -№ 4. -С. 34-42. 6. Миндлин Ю.Б. Экономический механизм приватизации промышленных предприятий // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. Москва, - 2005 |
|||||||||||||||||||||||||
© Н.В. Банникова, Д.Т. Аминов, Издательство "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|