А.М. Гладких, (Студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва) |
Конференция 04
|
||||
Наша страна в своем экономическом развитии, активно используя опыт зарубежных стран, преследует цель выйти на качественно новый уровень во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время вполне естественно отдавать главенствующие роли в этом процессе научно-техническому прогрессу и основной упор делать на развитие топливно-энергетического комплекса, ведь Россия пока не может отойти от своего амплуа «сырьевого придатка» для европейских стран, но сегодня этого и не требуется, ведь, несмотря на очевидные минусы существующего положения дел, дополнительные доходы от экспорта нефти, например, помогли государству реализовать некоторые национальные проекты. Вместо сырьевой модели развития наиболее рационально перейти на инновационно-сырьевую, в которой топливно-энергетический комплекс (далее ТЭК) все так же будет обеспечивать экономический рост, но также возьмет на себя роль источника инноваций и локомотива модернизации. Актуальность перехода нефтегазового сектора страны на инновационное развитие очень велика, так как пропасть в развитии технологий в данной отрасли существенно подрывает позиции экономики России в аспекте конкурентоспособности и является причиной нерационального, экстенсивного освоения месторождений запасов углеводородного сырья. К одной из серьезных проблем относится существующий принцип налогообложения, который никак не побуждает нефтегазовые компании совершенствовать переработку сырья, активно проводить геологоразведочные работы, разрабатывать месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти и газа. Государство осознает всю серьезность этого препятствия, что доказывает Энергетическая Стратегия на период до 2030 года. Однако здесь есть определенная проблема – каким образом сформировать налоговый режим, который соответствовал бы и национальным экономическим интересам государства и способствовал развитию ТЭК? Можно выделить целый ряд взаимоувязанных проблем нефтегазового сектора: спад объемов добычи сырья на действующих месторождениях, главным образом, западносибирских, а также отсутствие реальных стимулов к внедрению инноваций в этой области; излишний бюрократизм в принятии инвестиционных решений по разработке новых разведанных месторождений, находящихся в районах Крайнего Севера или Восточной Сибири. Это объясняется отсутствием льгот по экспортной пошлине, а без них разработка месторождений нерентабельна, так как районы удалены от необходимой инфраструктуры и имеют сложную геологию; различные причины, откладывающие с каждым годом организацию геологоразведочных работ в глубинах Черного моря, на арктическом шельфе. Из практики последних лет нетрудно сделать вывод, что сегодня нефтегазовые компании не только не заинтересованы в разработке и внедрении инноваций, но вообще не хотят инвестировать в отрасль. Яркий тому пример – последствия увеличения ставок НДПИ после 2004 года. Даже при сохранении цен на нефть на сравнительно высоком уровне компании были вынуждены отдавать в бюджет больше, чем составляла их чистая прибыль [4, с.2]. В таких условиях недропользователь не слишком интересуется конъюнктурой мировых рынков, так как ощутимого выигрыша от колебания цен не имеет, поэтому и интерес к вложению средств в развитие инноваций практически отсутствует. Опираясь на опыт зарубежных стран, можно выявить прямую зависимость между уровнем налогообложения и склонностью к инновационному предпринимательству. Тем не менее, инструмент льготного налогообложения не является единственным инструментом регулирования процессов инновационной деятельности. Обычно налоговые льготы являются составляющей комплекса мер по стимулированию инновационной активности, наряду с государственными и частными грантами, прямым бюджетным финансированием, государственными гарантиями и многим другим. Проанализировав российское законодательство, автор выделил следующие налоговые инструменты, поощряющие инновационную деятельность, а также выявил ключевые особенности каждого из них:
|
||||
Из приведенных данных следует, что налоговая политика государства в области поддержки инноваций нуждается в модернизации. Одним из ключевых налоговых инструментов, способных простимулировать инновационную деятельность предприятий в нефтегазовой области, является налог на добычу полезных ископаемых. При рациональной и взвешенной налоговой политике государства по части изъятия природной ренты интересы собственника недр и недропользователей соединятся во взаимовыгодном сотрудничестве. Но каким образом НДПИ может их простимулировать? На внутреннем рынке газа, начиная с 2011 года, сложился принцип равнодоходных цен для потребителей газа (всех, кроме населения). Он означает, что цены на внутреннем рынке будут соответствовать европейским ценам за вычетом экспортной пошлины и транспортных тарифов. Цены на внутреннем рынке ниже, что, безусловно, приведет к их повышению. Уже сейчас Правительство отошло от фиксированной ставки налога на добычу газа, о чем свидетельствует принятие Федерального Закона[2]. Закон подразумевает последовательное увеличение ставки НДПИ с 237 руб./тыс. м3 в 2011 году до 265 руб./тыс.м3 в 2013 году. В отношении нефти базовая ставка НДПИ увеличится с 419 руб./т в 2011 году до 470 руб./т по состоянию на 1 января 2013 года. При таком повышении НДПИ не стоит и говорить и разработке месторождений с высокими капитальными эксплуатационными затратами, так как это будет крайне невыгодно. Исходя из мировой практики и острой нужды газодобывающей отрасли, автор предлагает ввести дифференцированную ставку НДПИ, которая несла бы не только фискальный характер, но и включала бы механизм для поиска и внедрения инноваций на всех этапах разработки. Одним из критериев такой дифференциации можно установить применение предприятием инновационного оборудования и технологий при добыче углеводородов. Для целей налогообложения остро стоит вопрос изменения системы учета добываемых полезных ископаемых. Автором представляется рациональным ведение учета по отдельно взятой скважине, а не по целым месторождениям и лицензионным участкам. Хоть ввести подобный механизм нелегко, так как система учета и контроля будет в разы усложнена и затраты на введение достаточно велики, все же, учитывая современный уровень информационных технологий, эта задача вполне осуществима. Система налогообложения будет более мобильна, так как будет учитывать условия каждой отдельно взятой скважины. В завершении хотелось бы еще раз отметить, насколько важен процесс налогового регулирования для перехода России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития и пример нефтегазовой отрасли как нельзя более ярко подтверждает этот тезис. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Налоговый кодекс РФ. Части I, II. 2. ФЗ от 27.11.2010 №307 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса РФ» 3. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности//Налоги. – 2009. - №48. – С.7-14. 4. Разманова С.В., Шульц Е.В. Налоговая политика государства как инструмент стимулирования инновационных технологий в нефтегазовой отрасли//Нефтегазовая геология. – 2011. – Т.6. - №1 |
||||
© А.М. Гладких, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|