А.С. Нагорная, (Студентка магистратуры СПБГПУ МВШУ ООО “ТРИГО Экспертиза качества”, г. Санкт-Петербург, рук. службы персонала) |
Конференция 04
|
||||
В условиях современного бизнеса спрос на инструменты, позволяющие управлять изменениями в компании согласно динамике рынка, все больше становится актуален. Ряд кризисных периодов в экономике, нестабильность и высокие темпы изменений рынка показали, что компаниям необходимо обладать достаточной устойчивостью и в то же время гибкостью при управлении человеческим ресурсом, жесткие финансовые ограничения усложняют процесс обеспечения кадровым ресурсом и все больше диктуют необходимость снижения затрат на персонал. На примере такого рода кризисных проявлений как процесс перехода из одной стадии жизненного цикла компании в другой, при изменении направления бизнеса и его реструктуризации, в свою очередь находит отражение в реорганизации организационно-штатной структуры компании, что влечет за собой оптимизацию численности персонала. В кризисный период значимость работы с персоналом возрастает. Эффективная работа службы персонала, совместно с менеджментом компании, позволяет выработать стратегию в управлении персоналом для преодоления данной ситуации. В период кризиса в первоочередные задачи HR-службы входит:
|
||||
При решении данных задач необходимо следовать системному подходу, строгому контролю эффективности и оптимизации (минимум затрат при максимуме результативности) всех расходов в направлении:
|
||||
Можно сказать, что процессы управления персоналом, также разбиваются на отдельные составляющие HR стратегии, или в случае, если причиной кризиса является один из процессов или функций - становятся отдельной стратегией: стратегия рекрутмента (подбор, наем и адаптация), стратегия сокращения расходов на персонал (системы материальной и нематериальной мотивации). В связи с этим аутстаффинг персонала - услуга, которая на рынке в России используется уже больше 10 лет, и за последние несколько лет находящая все большую популярность у работодателей, позволяет решать задачи в сфере антикризисного управления персоналом достаточно эффективно. Под аутстаффингом понимают вывод сотрудников за штат организации-заказчика и оформление их в штат организации - исполнителя услуг по аутстаффинга с целью дальнейшего предоставления персонала заказчику за соответствующее вознаграждение[1]. Таким образом, сотрудники продолжают работать на прежнем месте у физического работодателя, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет уже провайдер – юридический работодатель. Работники принимаются на условиях срочного трудового договора для выполнения работ по конкретному проекту у физического работодателя, либо на неопределенный срок - если планируется, что данный сотрудник будет обеспечен работой постоянно у разных заказчиков, с соблюдением норм и требований трудового законодательства. Плюсы аутстаффинга известны достаточно давно:
|
||||
Наряду с вышесказанным, наибольшая привлекательность услуги заключается также в условиях, предоставляемых компанией – провайдером. Рынок провайдеров в России динамично развивается. На рынке представлено боле 700 кадровых агентств, более 10 крупных компаний мирового рынка услуг в сфере персонала, таких как Manpower, Adecco, Kelly Services - ведут проекты аутстаффинга в разных регионах России. Со стороны работников, аутстаффинг также становится также все более популярным. Что позволяет компании использовать инструмент еще более эффективно. Вопросы коммуникации с персоналом компании – провайдеры также берут на себя, предоставляя сотрудникам максимум информации о данном виде трудоустройства и даже «горячую линию» для связи по любым рабочим вопросам. Согласно исследованию ВШЭ и компании Adecco «Заемный труд: pro или contra» в рамках проекта «Стратегии-2020», 79% сотрудников удовлетворены работой через кадровое агентство на условиях аутстаффинга. В частности, в исследовании отмечается, что доля заемных работников составляет 1-4% занятого населения в тех странах, где она применяется. При этом всего в мире по договорам аутстаффинга работает около 10 миллионов человек. В России на сегодняшний день, таким образом, трудоустроено по разным оценкам от 0,1 до 0,4% занятого населения (в условиях отсутствия законодательного регулирования данной сферы). Ожидается, что при введении грамотного законодательного регулирования процент заемных работников в России может составить 4% (около 3 миллионов человек) [2]. В связи с возрастающей конкуренцией, провайдеры предлагают выгодные условия взаимодействия, более низкие процентные ставки на администрирование, льготные ставки на сопутствующие услуги (организация питания, полисы добровольного медицинского страхования, закупка СИЗ, трансфер до места работы и т.д.). Также базовая цена данных услуг зачастую ниже из-за возможностей крупного кадрового агентства заключать выгодные договора с провайдерами, в то время как у простого работодателя такой возможности может не быть из-за небольшой численности персонала. В рамках антикризисного управления также возможность заключения договора с провайдером услуг по аутстаффингу с длительной отсрочкой платежа, существенно снижает финансовую нагрузку на расчетный месяц, тогда как в случае со штатным персоналом, обязанность выплаты заработной платы в срок оговорена Трудовым кодексом и не может быть нарушена без серьезных последствий для работодателя. При правильном расчете экономиста по труду, соотнесении затрат на персонал, можно создать модель и разработать стратегию по управлению персоналом, в которой использование гибкого инструмента аутстаффинга позволит достигнуть необходимую экономическую эффективность, помогая таким образом компании выйти из кризиса, пройти период финансового оздоровления, выйти на новый уровень жизненного цикла компании, обеспечить конкурентоспособность. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Аникин Б.А., Рудая И.Л., "Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие". ИНФРА-М, 2011 г. 2. «Заемный труд: pro или contra». Исследование ГУ ВШЭ и компании Adecco апрель 2012. Электронный ресурс: http://hrpuls.ru/2012/04 3. Рутицкая В., Сирик Л. Антикризисное управление: HR-аспекты// Менеджер по персоналу В№1-2, 2010 г. |
||||
© А.С. Нагорная, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|