Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России

E-mail Печать

М.С. Кучерова,  (Студент, Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Москва)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Доля малого бизнеса, равно как и тенденции его развития, является значимым индикатором, характеризующим состояние экономики в стране. В РФ доля малых предприятий не превышает 22%, в то время в экономически-развитых странах, таких как США и Китай, она составляет 50 и 60 % соответственно. В связи с этим, развитие и поддержка малого бизнеса объявляется одним из приоритетных направлений. Однако, государственную политику в этой области нельзя однозначно называть стимулирующей.

Наиболее доступной мерой поддержки малого бизнеса являются государственные субсидии. В Москве они составляют 500 тыс. рублей, в регионах- 300. Субсидию могут получить предприятия не старше двух лет,  занимающиеся определенными видами деятельности, для компенсации уже совершенных затрат (документально подтвержденных и обоснованных). Очевидно, что на этапе становления предприятия (аренда, закупка оборудования) воспользоваться этой суммой не представляется возможным. Таким образом, в условиях нехватки личных средств, предприниматель сталкивается с необходимостью обращения в банк для получения кредита.

Условия кредитования малого бизнеса нельзя назвать благоприятными. Высокие процентные ставки (до 30 % и выше) такие условия, как поручительство третьих лиц, наличие залогового имущества, расчетный счет в банке-кредиторе приводят к тому, что лишь 10-15% необходимых сумм кредитов удается получить. Причина такой низкой удовлетворенности спроса в том, что кредитование малого бизнеса рассматривается банками как рискованное из-за отсутствия ликвидного залогового имущества у предприятия. В результате складывается ситуация, показанная на Рисунке 1.

alt

Рисунок 1.

Высокая стоимость кредита складывается также  из ставок рефинансирования целевых кредитов (13 %) и ставки привлечения беззалоговых кредитов Центрального Банка (до 20%). Снижение стоимости целевых кредитов ЦБ для банков-кредиторов малого бизнеса может оказать реальную поддержку малому бизнесу. Малые предприятия, успешно преодолевшие, начальный этап своего развития, и впоследствии  оказываются под влиянием множества негативных факторов.       Опрос, проведенный в 2012     году  организацией «Опора России», показал, что среди наиболее серьезных препятствий развитию руководители компаний выделяют низкую доступность персонала, высокий уровень налогов и низкую доступность финансов.

Доступность персонала на данный момент является наиболее острой проблемой малого бизнеса. Вступивший в силу 1 января 2011 года Федеральный Закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» отменил 26-и процентный ЕСН (взимается с фонда оплаты труда) и ввел необходимость уплаты 34% в социальные фонды  (в 2012 снижено до 30%). Эта мера вылилась в многочисленные протесты представителей малого бизнеса, а также вернула практику выдачи зарплаты «в конвертах», что оказывает крайне негативное влияние на формирование государственных социальных внебюджетных фондов и пополнение бюджета. По итогам 2011 года налоговые поступления от малого бизнеса сократились на 50%, а дефицит бюджета ФСС вырос с 2 млрд. руб. до 7 млрд. руб.* 

* "Коммерсантъ-Online", 26.05.2011

«Налоги вывели малый бизнес на площадь» Председатель российского профсоюза

работников среднего и малого бизнеса Александр Попов
 

Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 2013 года привело к тому, что уже в марте свое дело закрыли более 300 тысяч предпринимателей.*

* Газета.ru ,12.02.2013, «Малый бизнес выходит на пенсии»

Такие меры государства никак не вписываются в концепцию развития малого предпринимательства в стране.

Система государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения предусматривает ряд мер по упрощению ведения налогового учета, а также предусматривает возможность применения специальных налоговых режимов, которые  в значительной степени облегчают бремя отчетность перед налоговыми органами.

Особыми льготами пользуются предприятия таких сфер деятельности, как производство продовольственных товаров, сельхозпродукции, строительных материалов, медицинской техники и  т.п. «Налоговые каникулы» таких предприятий составляют от двух до пяти лет, в течение которых предприятие либо освобождается от уплаты налога на прибыль, либо использует пониженные налоговые ставки.

Однако на фоне резко возросших страховых взносов, все налоговые послабления для малого бизнеса нивелируются. На пресс-конференции 30 января 2013 года Борис Титов Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ заявил, что 30 процентная ставка страховых взносов на ФОТ привела к росту теневой экономики на 41% и не дает развиваться малым предприятиям. Единственными мерами исправления ситуации, которые он видит, является возвращение к рассмотрению налоговых ставок.*

* www.mk.ru, 30 января 2013,

«Высокие налоги убьют малый бизнес?»

Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы малого бизнеса: сложная процедура получения кредитов и высокие процентные ставки, значительное налоговое бремя и нестабильность налогового законодательства. В связи с этим возрастает роль государства, как субъекта поддержки малого бизнеса. Для этого следует применить ряд мер. В первую очередь, повысить доступность кредитов, путем государственной поддержки банков, кредитующих малые предприятия. Эта мера может послужить стимулом для создания новых малых предприятий, обеспечив начинающих предпринимателей необходимыми финансовыми ресурсами.

Государственная налоговая политика является важным инструментом поддержки малого бизнеса. Первостепенной задачей должна стать стабилизация налогового законодательства. В данной сфере можно выделить два основных направления: разъяснения порядка взимания налогов для инспекторов, а также порядка их начисления и уплаты для плательщиков. Зачастую, неверное толкование налогового законодательства предпринимателями, приводит к необходимости применения санкций со стороны налоговых инспекции, что неизменно влечет не только финансовые потери, но и морально-психологический дискомфорт. Всё это оказывает влияние на предпринимательский климат, создавая атмосферу неуверенности и нестабильности. Для решения указанной проблемы следует планомерно осуществлять следующие меры. Установление налоговых ставок, оптимальных как для бюджета страны, так и для налогоплательщиков. Налоговые ставки не должны ложиться тяжким бременем на плательщика, отнимая у него все ресурсы для дальнейшего развития. Сохраняя большую часть прибыли у предприятия, государство создаст толчок для развития бизнеса. В то же время, налоги должны сохранять свою роль основного источника формирования бюджета. Таким образом, решение данной задачи требует особого внимания и рассмотрения.

Фиксация размера налоговых ставок на обозримый период может оказать стимулирующее воздействие как на уже ведущих свою деятельность предпринимателей, так и на только открывающихся. Данная мера создаст ощущение стабильности в предпринимательской среде, что является приоритетным в условиях развития данного сектора экономики. Формирование системы налоговых льгот для предпринимателей, занимающихся социально-ориентированными и значимыми в рамках развития государства видами деятельности окажет наиболее значимое влияние как на малое предпринимательство, так и на общество в целом. Налоговые льготы субъектам малого предпринимательства могут стать мощным рычагом развития.

Перечисленные  меры создадут благоприятные условия для становления малого бизнеса, поспособствуют приобретению уверенности в будущем начинающего предпринимателя, а также сократят риски уже существующим предприятиям.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Показатели мероприятий поддержки предпринимательства в субъектах», статистическая таблица /Федеральный портал малого и среднего предпринимательства/ http://smb.gov.ru/report/indicators/eventindicators/

2. «Финансирование мероприятий программ поддержки МиСП», статистическая таблица/ Федеральный портал малого и среднего предпринимательства/ http://smb.gov.ru/report/events/eventsfinance/

3. «Государственная программа кредитования малого бизнеса», Russain Business Credit Group, http://www.rbcgroup.ru/

4. http://opora.ru/ -сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства


© М.С. Кучерова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства