С.Ю. Гурова, (Чебоксарский кооперативный институт, филиал Российского университета кооперации, г. Чебоксары) Е.Н. Регуш, (Чебоксарский кооперативный институт, филиал Российского университета кооперации, г. Чебоксары) |
Конференция 04
|
||||
В узком смысле – человеческий капитал – это запас знаний, умений, навыков, мотиваций данного человека, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни для получения дохода, прибыли, зарплаты, безбедной и счастливой жизни для себя лично, для своей семьи и общества в целом. В широком смысле – это напряженный продуктивный фактор экономического развития общества, содержащий организованную часть трудовых ресурсов, накопленные знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности человека, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала. При этом, первостепенное значение предается государственному управлению экономикой, в частности инвестированию в человеческий капитал через инструменты и механизмы налоговой политики. Цель, поставленная авторами в данном исследовании – рассмотреть существующие методы и инструменты налоговой политики, воздействующие на развитие, сохранение и воспроизводство человеческого капитала. Прежде всего, речь пойдет о государственной поддержке инвестиций в человеческий капитал и методах ее реализации в рамках проводимой налоговой реформы. Инвестиции в человеческий капитал – это вложение в развитие образование, здоровье, географическую мобильность, условия проживания и труда человека, его духовное и нравственное развитие. Основным инвестором человеческого капитала выступает государство, которое имеет широкие возможности для прямого и косвенного влияния на производство и воспроизводство человеческого капитала. В этом смысле политика государства, проводимая в области налогообложения, оказывает прямое влияние на развитие и сохранение человеческого капитала. Действенными инструментами налоговой политики является налоговая ставка, налоговые вычеты и льготы, предоставляемые определенным категориям граждан и предприятий. Например, полное или частичное освобождение от уплаты налогов на потребление и прибыль предприятий и граждан, занимающихся образовательной или благотворительной деятельностью, медицинским страхованием, софинансированием пенсионных накоплений, строительством социально значимых объектов, малоимущих граждан, многодетных семей и т.д. Хотя налоговые инструменты стимулирования инвестиций носят косвенный характер, они являются важным фактором при принятии инвестиционных решений. Как показывает мировой опыт, повышение налогов на потребление (НДС, акцизы) при одновременном снижении налоговой нагрузки на труд и капитал позволяет повысить конкурентоспособность экономики. Среди налогов на потребление, ставки которых целесообразно увеличивать и далее, следует назвать акцизы на табак и алкоголь. В рамках реализации проекта по стабилизации налоговой системы РФ уже произошло увеличение акцизов на табак и алкоголь на 25-30%. Уже к 2015 году, согласно планам Минфина, пачка сигарет будет стоить не менее 200 рублей. [10] Что касается инвестиций в развитие человеческого капитала и повышение качества жизни россиян, то наглядным результатом принятых мер могут служить изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ с 1 января 2012 г. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Так, в соответствии со ст. 218 увеличен размер налогового вычета:
|
||||
Помимо этого:
|
||||
В соответствии со ст. 219 дано право:
|
||||
С 1 января 2013 г. в Налоговый кодекс внесены следующие изменения по налогу на доходы физических лиц. 1. В соответствии с п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 не облагаются НДФЛ субсидии и гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера. 2. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 социальный вычет по расходам на лечение можно получить и в том случае, если лечение осуществляет предприниматель. Указанный вычет предоставляется также по расходам на лечение усыновленных детей и подопечных в возрасте до 18 лет. [7] 3. В соответствии с п. 2 ст. 219 до окончания налогового периода работник может получить социальный вычет по дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии при условии документального подтверждения расходов, а также при условии, что работодатель удерживал взносы из сумм, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислял их в соответствующие фонды.[7] 4. В соответствии с п. 10 ст. 217 не облагается оплата организацией (предпринимателем) лечения и медицинского обслуживания усыновленных детей работников и их подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности.[7] Предусмотренные Налоговым законодательством меры, несомненно, будут способствовать совершенствованию налогообложения доходов физических лиц. Вместе с тем, стандартные налоговые вычеты не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а также не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков. А, соответственно, не в полной мере влияют на развитие и воспроизводство человеческого капитала.[2] Для совершенствования налогообложения физических лиц предлагается ввести специальный налог на доходы (СНД). Такой налог может стать основным налогом с доходов физических лиц, в то время как существующий НДФЛ взимать по корректируемой ставке (например, с понижающим коэффициентом для каждого региона отдельно, но не выше законодательно установленного). Введение специального налога на доходы физических лиц позволит дифференцировать налоговую нагрузку в зависимости от географического расположения региона, его удаленности от центра, климатических условий, тяжести производимой работы, ее значимости для общества, возможности полноценного отдыха для семьи, и т.д. Разумеется, переход к предложенному налогообложению требует решения ряда административных, методических и технических проблем. Однако с точки зрения интересов долгосрочного инвестирования в человеческий капитал, его развитие и воспроизводство, такое усложнение администрирования налогообложения представляется оправданным. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Омега–Л, 2011. 2. Аронов А.В. Исходные теоретические основы налоговой политики социального государства // Экономика и управление. 2009. №3/6 (44). 3. 3. Дайан Л. Эко-налогообложение капитала, загрязняющего окружающую среду, и снижение налогов на труд: модель фискальной стратегии, направленной на устойчивое экономическое развитие / Л. Дайан, Б. Дюпон // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 1/2(64). – С. 50-78. 4. 4. Корчагин Ю. А. Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира. — Воронеж: ЦИРЭ. Вестник 38, 2011г. 5. 5. www.consultant.ru 6. 6. http://ru.wikipedia.org/wiki 7. 7. http://www.hse.ru/data/2012/10/10/1247084655/WP3_2012_06_f.pdf / 8. 8. http://www.km.ru/biznes-i-finansy/ekonomika-rossii/nalogovaya-politika/15784 |
||||
© С.Ю. Гурова, Е.Н. Регуш, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|