Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Генезис государственно-частного партнерства в Республике Казахстан

E-mail Печать

Г.Ш. Ишкинина,  (К.э.н., ассоциированный профессор, доцент, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г.Усть-Каменогорск, Казахстан)

alt

Конференция 04
" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Государственно-частное партнерство (далее–ГЧП) как институт представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в различных сферах деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны.

Процесс развития института государственно-частного партнерства в Казахстане начался с  обретением независимости страны и проходит не совсем гладко. Значительные проблемы в этом процессе были обусловлены несовершенством законодательной базы Республики Казахстан, в частности, длительностью и сложностью процедуры подготовки проектов, их низкая инвестиционная привлекательность, невозможность применения различных форм контрактов ГЧП.

Следующий круг проблем связан с низкой активностью государственных органов, являющихся инициаторами проектов ГЧП, поскольку на практике оказывается легче реализовать общественно-значимые проекты через бюджетные инвестиции, поскольку в этом случае различного рода формальные процедуры занимают меньше времени, чем подготовка концессионных проектов.

Определенную роль сыграла и проблема кадрового дефицита, характерная для многих отраслей казахстанской экономики. Отечественные вузы не занимаются подготовкой специалистов в области ГЧП.

Кроме того развитие ГЧП в республике тормозится из-за низкого уровня платежеспособности населения, большинство не готовы платить за качество услуг. Люди привыкли, что так называемые общественные услуги предоставлялись раньше бесплатно.

В международной практике выделяют две основные формы ГЧП:

  • институциональное ГЧП;
  • контрактное ГЧП.

Казахстан имеет законодательство и опыт по применению одной из контрактных форм ГЧП на основе договора концессии при реализации проектов в транспортном и энергетическом секторе [2].

Тем не менее следует отметить, что в целях развития государственно-частного партнерства в Казахстане Правительством была проделана огромная работа по созданию соответствующей законодательной базы и институтов в данной сфере.

В 2006 году был принят новый Закон Республики Казахстан «О концессиях», в результате появилась возможность передачи права на создание объектов государственной собственности не только иностранным инвесторам, но и юридическим лицам - резидентам Республики Казахстан (далее-Закон).

Законом были определены правовые условия концессии, виды государственной поддержки концессионера и регулирование общественных отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров концессии.

Следующий важный шаг - постановлением Правительства Республики Казахстан № 731 от 29 июня 2011 года была утверждена Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы (далее-Программа).

Основная цель данной программы - создание законодательной и институциональной основы  для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства в РК.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • совершенствование законодательства в области ГЧП;
  • обеспечение разработки мер по эффективному планированию и управлению за процессами подготовки и реализации проектов на основе ГЧП;
  • установление критериев оценки эффективности реализации проекта через качество предоставления услуг населению;
  • обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области ГЧП [2].

Кроме того, в программе разработаны меры, направленные на создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых с использованием механизма ГЧП. В ней представлены возможные варианты применения механизма ГЧП в 2011-2015 годах по направлениям, традиционно относящимся к сфере ответственности государства: Автомобильный транспорт, Водоснабжение и водоотведение, Жилищное строительство, Коммунальное хозяйство, Переработка твердо-бытовых отходов, Газоснабжение, Теплоснабжение, Образование, Наука, Здравоохранение, Пенитенциарная система.

Нельзя не отметить, что для усиления развития институциональной и правовой структуры ГЧП, а также реализации пилотных проектов в Казахстане были реализованы несколько инициатив на центральном и региональном уровнях:

1. В июле 2008 г. постановлением Правительства Казахстана создана специализированная организация по вопросам концессии – АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (КЦ ГЧП), основной целью которого является содействие методологическому обеспечению редакции концессионных проектов и подготовка кадров для развития ГЧП.

2. Были созданы дополнительно два региональных центра ГЧП – в Караганде (АО «Карагандинский центр государственно-частного партнерства») и Усть-Каменогорске (АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области»). В результате Правительство Казахстана выступило с инициативой по созданию международной Ассоциации центров ГЧП в Астане и на сегодняшний день она уже функционирует при поддержке Украинского Центра публично-частного партнерства и Японской Ассоциации ГЧП.

3. В октябре 2010 года начал свою работу проект Европейского Союза (ЕС) с целью оказания содействия Правительству РК в процессе реформирования и модернизации механизмов ГЧП для достижения большей эффективности и прозрачности системы (далее-Проект).

На протяжении 18 месяцев Проект работал по трем основным направлениям:

  • подготовка рекомендаций по внесению изменений в законодательство РК в области концессии и ГЧП с целью создания благоприятных правовых условий для реализации проектов ГЧП;
  • наращивание потенциала и обучение экспертов в области ГЧП на центральном и региональном уровне;
  • содействие осуществлению пилотных проектов ГЧП в секторе здравоохранения и транспорта [3].

Проект по «Содействию развитию государственно-частного партнёрства в Республике Казахстан» профинансирован Европейским Союзом. Бюджет проекта составил 1,6 миллионов Евро. Проект продолжительностью 18 месяцев завершил свою деятельность в апреле 2012 года.

За указанный период международные эксперты Проекта ЕС оказали содействие Министерству экономического развития и торговли РК (МЭРТ) в создании благоприятных правовых условий, чтобы достичь прозрачности и эффективности системы для участия частных инвестиций в инфраструктурных проектах. Проект провел тренинги среди специалистов на центральном и региональном уровне, предоставляя им инструменты и навыки, необходимые для реализации проектов ГЧП. Проект также оказал содействие структурированию пилотных проектов ГЧП в РК.

4. 24 февраля 2012 года по инициативе АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» прошел круглый стол «Управление инфраструктурными проектами: потенциал институтов образования в решении кадрового вопроса» в Астане. Резюме: для повышения компетенции выпускников учебных заведений республики в области ГЧП необходимо наладить более тесное сотрудничество учебных заведений с экспертами ГЧП.

В настоящее время в республике на стадии реализации находятся 5 концессионных проектов в транспортной и энергетической отраслях на общую сумму 534 млн. долларов (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Реализуемые концессионные проекты в РК [4]

Наименование проекта

Статус реализации

Стоимость строительства объекта

(млн.тенге)

Фактический объем вложенных инвестиций
(млн.тенге)

1

Строительство и эксплу-атация новой железно-дорожной линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск»

Объект концессии находится во временной эксплуатации

24 299,59

(165 млн. долл. США)

36 275,04

(246 млн. долл. США)

2

Строительство и эксплу-атация межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан - Актюбинская область»

Объект концессии находится во временной эксплуатации

19 898,6

(135 млн. долл. США)

22 684,3

(154 млн. долл. США)

3

Строительство и эксплу-атация пассажирского терминала международ-ного аэропорта Актау

Объект концессии находится во временной эксплуатации

4 092,75

(27 млн. долл. США)

4 650

(31 млн. долл. США)

4

Строительство и эксплу-атация газотурбинной электростанции в

г. Кандыагаш Актюбинской области

Срок начала строительства перенесен на 2011 год

22 000

(149 млн. долл. США)

350

(238 тыс. долл. США)

5

Строительство и эксплу-атация железнодорожной линии «Ералиево - Курык»

Срок начала строительства перенесен на 2011 год

8 142,9

(55 млн. долл. США)

0

 

ИТОГО

 

78 433,84

(534 млн. долл. США)

63 959,34

(435 млн. долл. США)

Согласно международной практике развитие ГЧП подразумевает три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование.

На этапе подготовки государства изучают международный опыт, анализируют действующее законодательство, определяют общую государственную политику в области ГЧП и иногда начинают реализовывать пилотные проекты.

Этап внедрения ГЧП предполагает ряд мероприятий, таких как: формирование законодательства, разработка методических инструкций и руководств, создание специализированного органа ГЧП, расширение сферы применения ГЧП и др.

Этап совершенствования характеризуется ростом активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП [2].

Следует отметить, что на стадии планирования по схеме концессии находятся около 15 проектов в транспортной и социальной сферах, с общим объемом предполагаемых инвестиций в строительство более 800 млрд. тенге.

Проведенный анализ свидетельствует, что подготовительный этап в Казахстане пройден и идет процесс внедрения ГЧП (принят закон «О концессиях», создана специализированная организация по вопросам концессии, начата реализация концессионных проектов и др.).

Таким образом, в ближайшем будущем государственно-частное партнерство в Казахстане перейдет в стадию интенсивного развития.

В результате эффективного использовании механизма ГЧП появится возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты.-М. ВШЭ, 2006.

2. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы.

3. Представительство Европейского Союза в Казахстане (Отдел Прессы и Информации).

4. Батырбекова А.Г. Стратегия реализации проектов государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозыйстве Республики Казахстан / АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Карагандинской области».

5. http://minplan.gov.kz

6. http://www.scienceforum.ru

7. http://www.dmg.kz


© Г.Ш. Ишкинина,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства