Г.Ш. Ишкинина, (К.э.н., ассоциированный профессор, доцент, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г.Усть-Каменогорск, Казахстан) |
Конференция 04
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственно-частное партнерство (далее–ГЧП) как институт представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в различных сферах деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны. Процесс развития института государственно-частного партнерства в Казахстане начался с обретением независимости страны и проходит не совсем гладко. Значительные проблемы в этом процессе были обусловлены несовершенством законодательной базы Республики Казахстан, в частности, длительностью и сложностью процедуры подготовки проектов, их низкая инвестиционная привлекательность, невозможность применения различных форм контрактов ГЧП. Следующий круг проблем связан с низкой активностью государственных органов, являющихся инициаторами проектов ГЧП, поскольку на практике оказывается легче реализовать общественно-значимые проекты через бюджетные инвестиции, поскольку в этом случае различного рода формальные процедуры занимают меньше времени, чем подготовка концессионных проектов. Определенную роль сыграла и проблема кадрового дефицита, характерная для многих отраслей казахстанской экономики. Отечественные вузы не занимаются подготовкой специалистов в области ГЧП. Кроме того развитие ГЧП в республике тормозится из-за низкого уровня платежеспособности населения, большинство не готовы платить за качество услуг. Люди привыкли, что так называемые общественные услуги предоставлялись раньше бесплатно. В международной практике выделяют две основные формы ГЧП:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казахстан имеет законодательство и опыт по применению одной из контрактных форм ГЧП на основе договора концессии при реализации проектов в транспортном и энергетическом секторе [2]. Тем не менее следует отметить, что в целях развития государственно-частного партнерства в Казахстане Правительством была проделана огромная работа по созданию соответствующей законодательной базы и институтов в данной сфере. В 2006 году был принят новый Закон Республики Казахстан «О концессиях», в результате появилась возможность передачи права на создание объектов государственной собственности не только иностранным инвесторам, но и юридическим лицам - резидентам Республики Казахстан (далее-Закон). Законом были определены правовые условия концессии, виды государственной поддержки концессионера и регулирование общественных отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров концессии. Следующий важный шаг - постановлением Правительства Республики Казахстан № 731 от 29 июня 2011 года была утверждена Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы (далее-Программа). Основная цель данной программы - создание законодательной и институциональной основы для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства в РК. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроме того, в программе разработаны меры, направленные на создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых с использованием механизма ГЧП. В ней представлены возможные варианты применения механизма ГЧП в 2011-2015 годах по направлениям, традиционно относящимся к сфере ответственности государства: Автомобильный транспорт, Водоснабжение и водоотведение, Жилищное строительство, Коммунальное хозяйство, Переработка твердо-бытовых отходов, Газоснабжение, Теплоснабжение, Образование, Наука, Здравоохранение, Пенитенциарная система. Нельзя не отметить, что для усиления развития институциональной и правовой структуры ГЧП, а также реализации пилотных проектов в Казахстане были реализованы несколько инициатив на центральном и региональном уровнях: 1. В июле 2008 г. постановлением Правительства Казахстана создана специализированная организация по вопросам концессии – АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (КЦ ГЧП), основной целью которого является содействие методологическому обеспечению редакции концессионных проектов и подготовка кадров для развития ГЧП. 2. Были созданы дополнительно два региональных центра ГЧП – в Караганде (АО «Карагандинский центр государственно-частного партнерства») и Усть-Каменогорске (АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области»). В результате Правительство Казахстана выступило с инициативой по созданию международной Ассоциации центров ГЧП в Астане и на сегодняшний день она уже функционирует при поддержке Украинского Центра публично-частного партнерства и Японской Ассоциации ГЧП. 3. В октябре 2010 года начал свою работу проект Европейского Союза (ЕС) с целью оказания содействия Правительству РК в процессе реформирования и модернизации механизмов ГЧП для достижения большей эффективности и прозрачности системы (далее-Проект). На протяжении 18 месяцев Проект работал по трем основным направлениям:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект по «Содействию развитию государственно-частного партнёрства в Республике Казахстан» профинансирован Европейским Союзом. Бюджет проекта составил 1,6 миллионов Евро. Проект продолжительностью 18 месяцев завершил свою деятельность в апреле 2012 года. За указанный период международные эксперты Проекта ЕС оказали содействие Министерству экономического развития и торговли РК (МЭРТ) в создании благоприятных правовых условий, чтобы достичь прозрачности и эффективности системы для участия частных инвестиций в инфраструктурных проектах. Проект провел тренинги среди специалистов на центральном и региональном уровне, предоставляя им инструменты и навыки, необходимые для реализации проектов ГЧП. Проект также оказал содействие структурированию пилотных проектов ГЧП в РК. 4. 24 февраля 2012 года по инициативе АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» прошел круглый стол «Управление инфраструктурными проектами: потенциал институтов образования в решении кадрового вопроса» в Астане. Резюме: для повышения компетенции выпускников учебных заведений республики в области ГЧП необходимо наладить более тесное сотрудничество учебных заведений с экспертами ГЧП. В настоящее время в республике на стадии реализации находятся 5 концессионных проектов в транспортной и энергетической отраслях на общую сумму 534 млн. долларов (см. таблицу 1). Таблица 1 - Реализуемые концессионные проекты в РК [4]
Согласно международной практике развитие ГЧП подразумевает три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование. На этапе подготовки государства изучают международный опыт, анализируют действующее законодательство, определяют общую государственную политику в области ГЧП и иногда начинают реализовывать пилотные проекты. Этап внедрения ГЧП предполагает ряд мероприятий, таких как: формирование законодательства, разработка методических инструкций и руководств, создание специализированного органа ГЧП, расширение сферы применения ГЧП и др. Этап совершенствования характеризуется ростом активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП [2]. Следует отметить, что на стадии планирования по схеме концессии находятся около 15 проектов в транспортной и социальной сферах, с общим объемом предполагаемых инвестиций в строительство более 800 млрд. тенге. Проведенный анализ свидетельствует, что подготовительный этап в Казахстане пройден и идет процесс внедрения ГЧП (принят закон «О концессиях», создана специализированная организация по вопросам концессии, начата реализация концессионных проектов и др.). Таким образом, в ближайшем будущем государственно-частное партнерство в Казахстане перейдет в стадию интенсивного развития. В результате эффективного использовании механизма ГЧП появится возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты.-М. ВШЭ, 2006. 2. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы. 3. Представительство Европейского Союза в Казахстане (Отдел Прессы и Информации). 4. Батырбекова А.Г. Стратегия реализации проектов государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозыйстве Республики Казахстан / АО «Региональный центр государственно-частного партнерства Карагандинской области». 5. http://minplan.gov.kz 6. http://www.scienceforum.ru 7. http://www.dmg.kz |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Г.Ш. Ишкинина, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|