Н.В. Костин, (Аспирант кафедры отечественной истории и археологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии) |
Конференция 03
|
|||||||||||||||||||||||||
Oдной из основных проблем, с которой в ходе укрепления воинской дисциплины столкнулось руководство страны и армии – это тотальная неграмотность и малограмотность рекрутируемого в армию личного состава. Данная проблема особенно актуализировалась с окончанием фронтовой фазы Гражданской войны. Во время боевых действий политико-моральную и дисциплинарную атмосферу в армии непосредственно определяют перманентная угроза жизни и здоровью бойца, осознание им необходимости защиты собственной страны, дома, семьи от внешней опасности. Во время ведения непосредственных боевых действий в армии также усиливается репрессивный аппарат, сводя к самым минимальным срокам разбирательство и наказание по дисциплинарным проступкам. Совсем иная ситуация складывается в мирное время. На первое место в воспитательной и дисциплинарной работе с военнослужащими выходит необходимость разъяснения им сути военной службы, точности исполнения приказов и обязательности соблюдения правил и ритуалов, сложившихся в армии. Массовая безграмотность призывников является основным барьером в осуществлении этих мероприятий. В целом ликвидация безграмотности в масштабе всей страны началась еще в 1918 г. [36] К моменту окончания Гражданской войны, по сути, в стране уже начала складываться комплексная образовательная система. Согласно опубликованным данным, в 1920 г., в целом по стране, было обучено грамоте 3 млн. человек, за это же время подготовлено 200 тыс. учителей-ликвидаторов неграмотности, напечатано до 10 млн. экземпляров букварей на разных языках народов РСФСР, разрезных азбук, учебников математики – до 1500 тыс. и примерно столько же книг для формирования политической грамотности [9]. Отметим, что основные формы и методы повышения культурного и общеобразовательного уровня гражданского населения, разработанные большевистским руководством страны, нашли применение и среди личного состава Красной армии, но, естественно, надлежащим образом откорректированные в соответствии с военными Уставами. Неграмотного призывника вначале направляли учиться грамоте, и только потом он включался в повседневную армейскую жизнь. Для намеченной цели в Красной армии были организованы курсы по повышению грамотности и школы для ликвидации безграмотности. В 1920-х гг. подавляющую часть армейского пополнения составляли крестьяне. В монографии Н.В. Тарховой, указано, что на протяжении всех 1920-х гг. Красная армия по своему социальному составу была в основном укомплектована выходцами из крестьянской среды.[38] Многие из призванных крестьян, попав под мобилизацию Первой мировой и Гражданской войн, не смогли получить даже элементарного образования на уровне начальной школы. К этому фактору присовокуплялись патриархальность и замкнутость крестьянского быта, не позволяющая полноценно обучаться и развивать полученные навыки. Поэтому оказавшись в армии, новобранец из деревни не имел возможности участвовать в жизни армии, впитывать необходимые как для мирного, так и для военного времени знания. В документах того периода отмечается, что еще в середине 1920-х гг. в стране наблюдалась «ужасающая безграмотность среди новых слоев молодежи»[8], потенциальных призывников в ряды Красной армии. При обследовании одной из воинских частей выяснилось, что 90 % опрошенных призывников из крестьян до армии не читали ни одной книги или газеты.[1] В 1923-1925 гг. агитпропотдел ПУРа проводил сравнительное исследование уровня повседневной (разговорной) речи красноармейца, политрука и речи периодической печати. В результате был выявлен большой процент слов, употребляемых политруком, а зачастую и непосредственно командиром, которые в силу своей малообразованности или необразованности красноармеец - новобранец понимает либо неверно, либо не понимает совсем. Многие новобранцы не знали, не только значения словосочетаний «Февральская революция», «Октябрьская революция», но и не понимали значения этих явлений в жизни страны, имели смутное представление о партии и комсомоле как организациях в целом [39]и т.д. Таким образом, проведение политики по ликвидации безграмотности можно назвать инфраструктурной составляющей организации военной системы в условиях пополнения армии солдатами срочной службы. Поскольку неграмотный боец не только не осваивает необходимый минимум специфический боевых знаний, но и не может полноценно усвоить базовые уставы несения боевой службы, определяющие правовую атмосферу в армии, являющейся фундаментом прочной дисциплины. Созданная в 1918 г. Рабоче-крестьянская Красная армия декларировалась как армия нового типа. Как писал в своих воспоминаниях Л.Д. Троцкий: «У нас дело шло о том, чтобы смести начисто остатки старой армии и на ее месте строить под огнем новую, схемы которой нельзя было пока еще найти ни в одной книге»[10]. Официально в РККА использовался принципиально иной подход к формированию морально-нравственной атмосферы в армии, нежели в дореволюционной армии. Как показывает анализ источников, основная ставка в мотивации бойца к несению воинской службы и выполнению непосредственных приказаний делалась на воспитательную и пропагандистскую работу с личным составом. Очевидно, что в 1920-х гг. под руководством государственных политорганов, армейских партийных организаций был взят курс на формирование систематической культурно-просветительской работы среди красноармейцев, являвшихся одним из основных методов укрепления дисциплины в рядах Красной армии. Налаживание культурно-просветительной работы также предполагало повышение культурного уровня красноармейца и оказывало положительное влияние на организацию досуга красноармейца, что в свою очередь, безусловно, помогало формированию дисциплинарной политики в армии.В целях интенсификации этой работы партия взяла ориентацию на организацию особой схемы действий, используя все имеющиеся в армии возможности. Так, например, в начале 1920-х гг. использовалась сложившаяся еще в 1918 г. схема организации культурно-просветительного дела в красноармейских частях, находящихся на фронте, состоящая из культурно-просветительных комиссий, красноармейских клубов, библиотек, читален [7, 35, 41]. По сути, культурно-просветительные комиссии ротного, полкового, батальонного уровня являлись во время Гражданской войны исполнительными органами по осуществлению культурно-просветительной работы. С окончанием активной фазы Гражданской войны эта схема продолжала действовать и в армиях казарменного базирования. Так Указом РВСР № 2572 от 16 ноября 1921 г. политико-просветительские комиссии были учреждены во всех частях Красной Армии и Флота. Им было предписано: а) проведение в жизнь мероприятий по организации и усилению политпросветработы; б) ведение учета неграмотных красноармейцев, и искоренений безграмотности; в) проведение с красноармейцами лекций и бесед по актуальным политическим и житейским вопросам, организация прочтения художественной и научной литературы, приучение к систематическому чтению книг [30]. Работа данных комиссий с целью активизации и улучшения уровня грамотности личного состава постоянно обсуждалась и корректировалась: для обсуждения текущей работы два раза в месяц проводились гарнизонные совещания. На данные комиссии было также возложено открытие общеобразовательных курсов для красноармейцев и «школ повышенного типа», организация лекций для повышения общеобразовательного уровня личного состава армии и передвижных библиотек и читален, снабжение литературой, агитационными материалами, ведение работы по организации культурного досуга: создание красноармейских клубов и секций [39]. В начале 1920-х годов, помимо культурно-просветительных комиссий, организацией школ грамотности, библиотек, читален, клубов, а также распределением периодических изданий занимались также политотделы дивизий. При них же организовывались школьные секции. По данным архивных документов, на эти секции возлагался процесс «проведения в жизнь всеобщего обучения; организация школ грамотности, передвижных музеев и курсов, в том числе для подготовки учителей в красноармейские школы» [24]. Для более четкой организации работы в рядах Красной армии в соответствии с Положением о политических отделах дивизий от 22 января 1920 г. просветительное отделение было разделено на школьно-библиотечную и клубную секции [22]. Для каждого из подразделений определялся свой объем работы и свои направления действий. За период 1920- 1923х гг. данный разнобой и дублирование функций в области политико-просветительной работы в частях ликвидируется. Культурно-просветительные комиссии, сыгравшие большую роль в политическом просвещении красноармейцев в годы Гражданской войны ликвидируются. Безусловно, процесс ликвидации безграмотности проводился под пристальным наблюдением партийных организаций и был насыщен пропагандой коммунистических идей. Так, в резолюции I Всероссийского съезда работников по ликвидации безграмотности от 27 февраля 1922 г. особо подчеркивалось: «Ликвидация неграмотности являлась базисом политико-просветительной работы и поэтому должна протекать в теснейшей связи с деятельностью политпросветов, профессиональными организациями и быть насыщена политико-экономическим и производственно-пропагандистским содержанием» [12]. Основными направлениями общеобразовательной подготовки в Красной армии в 1920-х гг. были определены [7]: 1) поиск оптимального количества учебных заведений, необходимого для охвата обучением всех военнослужащих; 2) становление постоянного военного штата педагогических кадров; 3) становление и развитие комплексной системы обучения, включавшую в себя общеобразовательную, профессиональную, военную, моральную, дисциплинарную и политическую подготовку личного состава красноармейцев. Организуемые в армии школы делились на две ступени: для неграмотных и обладающих начальным уровнем грамотности соответственно. Для каждой ступени создавались группы, которые в свою очередь делились на отделения с таким расчетом, чтобы в отделении было не более 10-15 обучающихся грамоте либо повышающих свой уровень грамотности. Организация обучения проводилась в каждой роте. Ротные школы соединялись в батальонные и полковые, если позволяли местные условия. Во главе школы образовывался школьный совет, состоящий из 3-х человек: по одному представителю от обучающих, учащихся и представителя школьных секций культурно-просветительных комиссий [25]. Приложенная к этому положению «Инструкция об учреждении школ грамоты» регламентировала программы для таких школ по русскому языку, литературе, математике, истории и географии. Например, в основу методики преподавания литературы «во главу угла должны быть положены чтение художественного текста, изучение критической литературы и художественно-идейный анализ классических произведений родной литературы, подобранных соответственно интересам трудовых слушателей» [13]. В соответствии с данными требованиями программа по литературе разбивалась на разделы: «Рабочий вопрос в литературе», «Крестьянский вопрос», «Русская интеллигенция», «Чиновничество» и т.п.[39]. В связи с масштабностью проводимой работы по ликвидации безграмотности, а также острую нехватку подготовленных специалистах Реввоенсоветом Республики был принят приказ от 12 июня 1920 г. за № 1046 об открытии при окружных Политпросветуправлениях краткосрочных курсов по подготовке преподавателей для школ грамотности в красноармейских частях [27]. Кроме того Приказом Реввоенсовета Республики от 19 мая 1921 г. в военных округах были организованы двухмесячные курсы по подготовке лекторов-методистов по ликвидации неграмотности [34]. В конце 1921 г. в штате партийно-политического аппарата полка учреждается должность учителя и вводятся правила по организации борьбы с безграмотностью в частях Красной армии [7]. В целях дальнейшего усиления руководства делом ликвидации безграмотности в Красной армии в июле 1920 г. Революционным военным советом республики при Просветительном отделе была учреждена также «Центральная комиссия по ликвидации неграмотности в Красной армии и флоте (ЦЕЛИНЕГРАМ)» [14]. В круг основных ее обязанностей входило, в том числе, и распределение учебных пособий. В это же время Реввоенсоветом задекларировано также новое «Положение об общеобразовательных школах в Красной армии и флоте» [33]. Согласно этому положению, основными задачами общеобразовательных школ, помимо повышения общекультурного уровня красноармейцев, были определены: а) формирование у красноармейцев осознания роли и значения Красной армии в военно-политическом, хозяйственно-экономическом и культурном развитии страны; б) формирование теоретических знаний и практических навыков, жизненно необходимых для активного участия в общественной жизни и хозяйственном строительстве страны; в) привитие любви к чтению, потребности в книге, стремление к самообразованию. Благодаря принятым мерам, ход кампании по ликвидации безграмотности значительно ускорился, что помогло добиться значительных и эффективных результатов. Несмотря на это, в отчете о деятельности Политуправления Республики за 1920 г., отмечалось, что снабжение школ и курсов учебными пособиями организовано неудовлетворительно по причине отсутствия у Центральной комиссии по ликвидации неграмотности возможности самостоятельно издавать потребные учебники. Из фонда Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности Наркомпроса «удалось достать лишь 100 000 букварей, кои и распределены» [12]. Особое значение для армейских учебных заведений приобрело «Положение о главном начальнике военно-учебных заведений», введенное приказом РВСР от 7 октября 1921 г.Данным Положением определялся круг обязанностей данного должностного лица, куда включалась и рекомендация по наблюдению за тем, чтобы «нравственное воспитание в Военно-учебных заведениях было поставлено на соответствующую высоту» [18], а в приказе Председателя Революционного военного совета республики № 275 от 5 ноября 1922 г. «О ликвидации неграмотности» на него возлагалась также персональная ответственность за состояние грамотности в части [39]. Отметим, что если к февралю 1919 г. в Советской республики насчитывалось: 63 военно-учебных заведения (в Москве 27); то в октябре 1920 г. уже 153 военно-учебных заведения Главного управления военных учебных заведений [3], еще через два года их насчитывалось уже 217 [17]. Однако начавшаяся демобилизация и сокращение армии привели к тому, что данное количество школ и курсов стало превышать реальные потребности армии и флота. Возникла потребность в резком сокращении учебных заведений. К октябрю 1923 г. их количество составляло 78 (без военных академий) [20]. Сеть военных школ, готовивших командный состав среднего звена, насчитывала 64 военных учебных заведения [4]. Итоги демобилизации и, как следствие, сокращение общего числа школ, однако, не повлияло на функционирование школ, направленных на ликвидацию безграмотности. По сведениям, имеющимся в документах фонда Управления делами Революционного военного совета республики, в феврале 1920 г. в Красной армии функционировало около 1600 школ грамоты [19]. К концу 1920 г. в Красной армии было обучено грамоте 100 тыс. человек [11]. В апреле 1921 г. их в армии насчитывалось 2944 школы для неграмотных, с числом обучающихся 29 413 человек [37] и 433 школы для малограмотных, в которых обучалось 9783 человек [39]. Для непосредственного руководства всей политико-воспитательной работой в Красной армии приказом Реввоенсовета Республики от 11 июля 1921 г. была создана военная секция Главполитпросвета [32]. В состав секции входило Военное бюро, которое и возглавило работу по ликвидации неграмотности в армии [7]. В этом же году Военное бюро было переименовано в Школьное отделение [39], которое осуществляло следующие мероприятия: 1) проведение и учет работы по ликвидации неграмотности в Красной армии, в том числе и налаживание тесной связи с частями и соединениями и оказание им помощи в данном направлении их деятельности; 2) организация курсов для инструкторов и других работников, занимающихся ликвидацией неграмотности в Красной армии; 3) инспектирование местных органов и контроль за их деятельностью в той части их работы, которая связана с ликвидацией неграмотности в Красной армии [39]. В связи с тем, что распыленность неграмотных и малограмотных по различным армейским и флотским подразделениям тормозила общеобразовательную подготовку, Реввоенсовет потребовал всех неграмотных объединить в особые школьные роты, эскадроны, команды [7]. Срок обучения для неграмотных устанавливался в 3 месяца, для малограмотных – 6 недель. В конце срока обучения красноармейцы сдавали экзамены, результаты которых объявлялись в приказах по частям. Служащим, не выдержавшим экзамен, предоставлялся месяц на дополнительное обучение [7]. Командирами этих подразделений назначались лица, имеющие навыки в обучении красноармейцев. Такие подразделения на время обучения освобождались от всех внешних нарядов. О выходе процесса ликвидации безграмотности на качественно новый уровень свидетельствует постепенное усложнение программы обучения в школах грамотности. Приказом Политуправления РВСР от 28 февраля 1922 г. были утверждены новые учебные планы и программы для школ грамоты Красной армии [39]. Для неграмотных военнослужащих было предписано усвоение следующих дисциплин в указанных объемах: русский или родной язык – 72 часа; математика – 24; политграмота – 12 часов. Для малограмотных: русский или родной язык – 36 часов; математика – 24; география – 18; политграмота – 18; сельскохозяйственная грамота – 12 часов. В 1922 г. была разработана временная (переходная) программа курса красноармейской школы, рассчитанная на три месяца. Согласно этой программе для школ 1-й ступени для освоения письма и чтения отводилось 6 уроков в неделю. Практиковались постепенное знакомство с русской азбукой, последовательный переход к более трудным для чтения элементам слова. При первой же возможности рекомендовалось переходить к самостоятельным работам (написанию собственных имен, фамилий, простых по структуре сочинений), заучиваниям наизусть стихов, прозы, разбору литературных произведений Кольцова, Пушкина, Толстого и ряда других авторов-классиков. Отмечалась необходимость проведения бесед с учащимися о науке литературе и их значении. Программа содержала также планы по арифметике, природоведению, географии и истории культуры [26]. Всего за 1922 г. по этой программе было обучено 82 тыс. человек и 5 027 человек повысили свою грамотность [15]. В последующие годы борьба с безграмотностью приобрела все более систематичный, организованный и планомерный характер. Безграмотных начинают отбирать еще на призывных пунктах военкоматов, в то время как в частях продолжает готовиться необходимая база для их обучения. Так 20 ноября 1923 г. Реввоенсовет СССР издал приказ о запрещении откомандирования в части неграмотных красноармейцев до истечения трехмесячного срока пребывания их в школах грамоты [7]. Благодаря этому приказу только в 1923 г. в учебных командах ликвидировали свою неграмотность 38 495 человек и малограмотность – 15 546 человек [28]. Система работы по ликвидации безграмотности в рядах Красной Армии может быть признана довольно эффективной, однако аналогичная работа, проводимая с гражданским населением в целом по странеотставала по темпам и систематичности армейской. Данный фактор проявился в поступающем в Красную армию пополнением, которое в основном продолжало оставаться безграмотным.Так, среди призванных в армию в 1922 – 1924 гг. безграмотных было 20 % [2]. Учитывая данные обстоятельства, 8 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О ликвидации неграмотности среди терчастей»[39]. В постановлении, в частности, говорилось, что ликвидацию неграмотности среди допризывников и красноармейцев переменного состава терчастей необходимо проводить в ударном порядке с таким расчетом, чтобы к 1927 г. допризывники были поголовно грамотными. Ликвидация неграмотности допризывников рассматривалась как составная часть прохождения военного обучения. Контроль за ликвидацией неграмотности среди допризывников возлагался на органы Наркомпроса и военкоматы. Темпы ликвидации неграмотности возрастали и с лета 1924 г. Красная армия в целях улучшения общеобразовательной подготовки делает установку не только на обучение неграмотных призывников, но и на повышение общеобразовательной подготовки всего личного состава. Это потребовало увеличения количества учителей, повышения качества их подготовки. Учитывая осознание партией большевиков важности политической составляющей процесса ликвидации безграмотности, как среди гражданского населения, так и в среде служащих Красной армии, к процессу обучения в армейских рядах активно привлекались политические органы Красной армии. В апреле 1924 г. Политуправление РККА утвердило «Положение о политическом аппарата полка», согласно которому политработникам вменялось в обязанность проводить общеобразовательные занятия с красноармейцами. Обучающий аппарат полка определялся в составе: заведующего общеобразовательной работой, одного старшего и одного младшего учителя (все по вольному найму) [12]. Кроме того, приказом Реввоенсовета СССР от 30 июля 1925г [31]. командирам частей разрешалось назначать двух помощников учителей из числа грамотных красноармейцев. Состоявшийся в ноябре-декабре 1924г. пленум РВС СССР, на котором обсуждалось положение дел в просветительной политике в связи с военной реформой, в своем постановлении указал на необходимость разработки целостного плана обучения красноармейцев на протяжении всего срока их службы [5]. Руководствуясь указаниями пленума РВС СССР от 1 декабря 1924г., Центральное военное управление разработало и ввело в действие в 1925г. «Нормальный план обучения войск в кадровых и территориальных частях» [16], рассчитанный на весь срок пребывания красноармейца в части. Данный план был ориентирован как на безграмотных призывников, так и на подготовку бойцов, обладающих навыками грамотности. Для кадровых частей, где срок обучения красноармейца составлял два года, план определял следующие основные образовательные цели: за первый год обучения красноармеец должен сформироваться окончательно как индивидуально подготовленный боец-специалист в масштабе всех специальностей своего отделения (расчета, группы) глубоко освоивший материальную техническую часть, состоящую на вооружении взвода. К концу второго года обучения красноармеец должен быть окончательно сформированкак дисциплинированный боец-специалистс функциями взаимозаменяемости в масштабе всех специальностей, входящих в состав взвода, т.е. бойца, который мог бы быть уволен в запас в качестве младшего командира (командира отделения). Обучение в кадровых стрелковых частях осуществлялось на принципах цикличности. Первый год обучения рядового состава делился на зимний и летний периоды, которые, в свою очередь, были разделены на ступени обучения. Первая ступень зимнего периода охватывала время с 15 ноября по 1 января. Задачей обучения на этой ступени являлась общая военная подготовка бойца. Вторая ступень зимнего периода охватывала время с 1 января по 1 мая. Задачей обучения на этой ступени являлось воспитания бойца-специалиста в масштабе специальностей своего отделения. Время с 1 по 15 мая отводилось подготовке и выводу личного состава в полевой лагерь, созданию и «сколачиванию» частей. Первая ступень летнего периода первого года обучения охватывала время с 15 мая по 1 августа. Главной задачей этой ступени обучения являлась подготовка частей и подразделений до стрелковой роты, частично, батальона включительно. Вторая ступень летнего периода обучения охватывала время с 1 августа до конца учебного года – время проведения подвижных сборов и маневров. Главная задача этого периода – подготовка войсковых соединений из всех родов войск к совместным оперативным действиям. В конце первого года обучения красноармеец, прошедший весь курс по программе всех ступеней зимнего и летнего периода обучения, переходил в категорию старослужащих. Второй год делился также на два периода обучения: зимний и летний. Главной задачей второго года обучения было расширение профессионального кругозора обучаемых и приобретение навыков красноармейца-старослужащего. В зимний период обучение старослужащих должно было проводиться отдельно от молодых красноармейцев (первогодков). Целью данного периода обучения старослужащих являлась подготовка из них заместителя командира отделения на принципе взаимозаменяемости в масштабе всех специальностей, входящих в состав взвода. Летний период второго года обучения являлся для старослужащего школой командования, подготовкой к обязанностям командира отделения запаса. Разработанный Центральным военным управлением и введенный в действие в 1925 г. «Нормальный план» и кругооборот учебной работы в территориальных частях детально предусматривал увязку во времени всех элементов обучения – допризывной подготовки, первый год обучения призывников, работы в период сборов и между сборами. Приказом ПУ РККА № 64 от 9 января 1925г [21] неграмотные выделялись в ротах в отдельные группы, и их обучение проводилось по особому варианту двухлетней программы. Малограмотные также обучались в порядке особой образовательной системы на политзанятиях, позволяющей компенсировать их малограмотность. Дополнительные занятия с неграмотными, а также малограмотными проводились в режиме внешкольной работы, в специально организованных вечерних школах. Не смотря на то, что в целом по стране ликвидация неграмотности имела определенные крупные успехи, некоторая часть неграмотных призывников все же продолжала поступать на службу в Красную армию. Так, среди призванных в армию в 1922-1924 гг. неграмотных было 20 %, в 1926 г. – 8,4 % [2], в 1928 г. – 6,9 % [23]. Испытывая потребность в разгрузке армии от работы среди неграмотных, ЦК ВКП (б) 6 мая 1927 г. принял постановление «О работе с допризывниками и переменным составом терчастей» [6]. Этим постановлением ответственность за обучение допризывников грамоте возлагалось на органы народного образования и политорганы Красной армии. Принятое в сентябре 1927 г.совместное постановление Наркомпроса и Реввоенсовета СССР, «О работе по ликвидации неграмотности среди допризывников и переменного состава» [39] определяло пути решения возникшей проблемы и предписывало следующий порядок обучения грамоте переменного состава Красной армии: 1. Организация обучения новобранцев, в период сборов. Ответственность за организацию учебного процесса возлагалась на командование и политорганы территориальных войск. 2. Организация обучения между сборами переменного состава. Ответственность за обучение возлагалась на органы народного просвещения при содействии войсковых частей. С конца 1920-х гг. начинается процесс постепенного уменьшения количества общеобразовательных занятий, с одновременным количественным увеличением занятий по боевой и политической подготовке. С ноября 1928 г. общеобразовательная подготовка в Красной армии из обязательной превращается в добровольную. Общеобразовательное школьное обучение как обязательный фактор было выведено из системы боевой и политической подготовки, т.е. занятия стали проводиться в вечернее время. В ноябре 1928 г. стали создаваться вечерние общеобразовательные школы. Они учреждались при клубах частей и имели годичный срок обучения. С молодыми красноармейцами занятия проводились с 15 декабря по 1 мая (19 недель по два дня в неделю), с красноармейцами второго года службы с 1 октября по 1 мая (30 недель по два занятия в неделю). В дни занятий обучаемые освобождались от нарядов. Кроме школ, в подразделениях продолжали работать общеобразовательные кружки. Однако окончательная ликвидация безграмотности в целом по стране по стране и в армии, в частности, связана с решениями XVI съезда ВКП (б), на котором было принято решение о введении всеобщего обязательного начального образования [8]. Очевидно, что Красная армия сыграла свою значительную роль в деле ликвидации безграмотности. Определив в качестве основной задачи формирование у призывников необходимого набора качеств и функционального инструментария для освоения уставов и нормативных актов и создание базиса, необходимого для дальнейшего обучения в боевой и политической подготовке, органы Красной армии на протяжении 1920-х гг. создали комплексную систему общеобразовательной подготовки. Для наглядности приведем некоторые итоги борьбы с неграмотностью в Красной армии с 1920 по 1928 г.[40] (см.: табл. 1) Таблица 1. Некоторые итоги борьбы с неграмотностью в Красной армии с 1920 по 1928 г.
Данные таблицы показывают, что борьба с неграмотностью в Красной армии имела систематический, постоянный непрерывный характер. Даже после демобилизации и десятикратного сокращения армии к 1923 г. ежегодно число обученных грамоте оставалось высоким. В итоге за период с 1920 по 1928 г. в рядах Красной армии было обучено грамоте 495 тыс. человек. Кроме того, по неполным данным, ежегодно 15-20 тыс. человек повышали уровень грамотности и до 80 тыс. человек ликвидировали свою неграмотность, находясь в территориальных частях [39]. Таким образом, можно утверждать, что на протяжение всех 1920-х гг. государственная и военная организация создали и развивали систему массового образования. Наиболее форсированной она была в рядах РККА, ввиду необходимости скорейшего создания и модернизации Красной армии в условиях мирного времени. Не смотря на все экономические и политические трудности, с которыми столкнулась армия в 1920-е гг., ликвидация неграмотности шла непрерывно на протяжении всего указанного периода. Данный процесс осуществлялсяв рамках партийно-политической работы в армии по укреплению дисциплины, являя собой тот необходимый базис, который позволял выстраивать в дальнейшем систему партийно-политического воспитания личного состава. В течение 1920-х гг. происходила постоянная оптимизация количества образовательных учреждений, адаптации образовательных программ к текущему историческому моменту, а также поиск оптимальных форм подачи материала для лучшего его усвоения. Начавшаяся в 1924 г. Военная реформа не изменила сути образовательной системы, она приняла разные формы для кадровых и территориальных войск. Начиная со второй половины 1920-х гг. в связи с определенными успехами в развитии общего уровня грамотности населения, происходит постепенное сокращение общеобразовательных часов и увеличение специфических армейских занятий, в том числе и занятий, направленных на улучшение дисциплинарной атмосферы в армии. Начиная с 1928 г. общеобразовательная подготовка из обязательной становится добровольной. Это говорит о том, что вновь набираемое пополнение соответствовало минимальным требованиям, позволяющим полноценно реализовывать партийно-политическую работу по укреплению дисциплины в рядах Красной армии. |
|||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алякрицкий Ю. и др. Командир – политический воспитатель. М., 1925, с. 50. 2. Беджанян Р.М. Коммунистическая партия – организатор активного участия Красной армии в социалистическом строительстве (1918-1921 гг.). М., 1969, с. 51. 3. Бриттов, В.В. Рождение Красной армии / В.В. Бритов. – М., 1961. – с. 174. 4. Ворошилов, К.Е. Оборона СССР / К.Е. Ворошилов. – М., 1927. – с. 141. 5. Всесоюзное совещание начпуокров, начпуфлотов, военкоров, военкомдивов и начподивов 17-22 ноября 6. Калашников Г. Ликвидация неграмотности среди допризывников: Сб. материалов. М.; Л., 1927, с. 40-41. 7. Клочков, В.Ф. Красная армия – школа коммунистического воспитания советских воинов 1918-1941 / В.Ф. Клочков. – М., 1984. – С. 141. 8. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1971). — 8-е изд. — Т. 3. — М., 1970, с. 287. 9. Культурное строительство в РСФСР, документы и материалы / сост.: Л. И. Давыдова и др. - М. :Советская Россия, 1983. - Т.1, ч.2.- с. 105. 10. Л.Д. Троцкий. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Глава ХХХ. В Москве // http://www.magister.msk.ru URL: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl026.htm (дата обращения: 17.11.2012). 11. Партийно-политическая работа в Вооруженных силах СССР (1918-1973 гг.): Ист. Очерк. – М., 1974. – С. 55. 12. Партийно-политическая работа в Красной Армии (1921-1929 гг.): Документы. М., 1981, с. 202. 13. Партийно-политическая работа в Красной армии (апрель 1918 – февраль 1919 гг.): Документы. – М., 1961. – с. 71. 14. Партийно-политическая работа в Красной армии (март 1919 – 1920 гг.). Документы. – М., 1964. – с. 106. 15. Правда. – 1923. - № 116. – 27 мая. 16. РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 174. Л. 3-29. 17. РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 32. Л. 75. 18. РГВА. Ф. 4. Оп. 15а. Д. 97. Л. 335. 19. РГВА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 224. Л. 151. 20. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 2286. Л. 43. 21. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 2580, Л. 245 22. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 61. Л. 53об-55. 23. РГВА. Ф. 9. Оп. 11. Д. 174. Л. 90. 24. РГВА. Ф. 9. Оп. 12. Д. 3. Л. 16. 25. РГВА. Ф. 9. Оп. 12. Д. 3. Л. 2. 26. РГВА. Ф. 9. Оп. 12. Д. 3. Л. 33. 27. РГВА. Ф. 9. Оп. 12. Д. 3. Л. 9. 28. РГВА. Ф. 9. Оп. 26. Д. 124. Л. 5. 29. РГВА. Ф. 9. Оп. 26. Д. 447. Л. 41. 30. РГВА. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1. Л. 385 31. Сборник приказов РВСР за 1925 г., 1925, № 791. 32. Сборник приказов РВСР за 1921 г., 1921, № 1231. 33. Сборник приказов РВСР за 1921 г., 1921, № 2915. 34. Сборник приказов РВСР за 1921., 1921, № 1076. 35. Вырвич А. Красная Армия в борьбе с неграмотностью / А. Вырвич. – М., 1925. – 77с. 36. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917-1920. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 37. Политработник. – 1921. - № 8/10. – с. 52. 38. Тархова Н. С. Красная армия и сталинская коллективизация. 1928-1933 гг. / Н.С. Тархова — М.: РОССПЭН; Фонд Б. Н. Ельцина, 2010 39. Сувениров, О.Ф. Коммунистическая партия – организатор политического воспитания Крас-ной Армии и Флота. 1921 – 1928 гг / О.Ф. Сувениров. – М.: Наука, 1976. – с. 203. 40. Х лет Красной Армии: Альбом диаграмм, с. 60 41. Попова, О.Н. Повышение культурного уровня красноармейцев в условиях Гражданской войны и перевода РККА на мирное положение (1918-1923 гг.): ист. исслед. / О.Н. Попова. – Самара, 2009. – 250 с. |
|||||||||||||||||||||||||
© Н.В. Костин, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|