Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Противоречия социально-экономического развития Куйбышевской области в период 1985-1991 гг.

E-mail Печать

В.В. Крючков,  (Директор ООО «План Б», Самара)

alt

Конференция 03
СЕКЦИЯ - ИСТОРИЯ СССР

 

Материалы международной научно-практической конференции

" РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В XXI ВЕКЕ"

г. Москва, 21 декабря 2012 года

Конкретно-историческое изучение развития российского общества в период с 1985 по 1991 гг. еще только начинается, и этот период остается практически неизученным с научных, а не публицистических позиций.

Изучение социально-экономического развития Российской Федерации представлено в настоящее время работами по проблеме в целом или ее содержательным аспектом. Процессы, протекавшие в 1985-1991 гг. в отдельных регионах РФ, в том числе и Куйбышевской области еще не стали предметом специального исследования.

Предметом исследования в данной работе избирается изучение противоречий социально-экономического развития Куйбышевской области в 1985-1991 годы.

Цель исследования – сформировать научно-историческую картину знаний социально-экономического развития в Куйбышевской области в 1985-1991 гг., вскрыть причины, характер, направление и значение социально-экономических преобразований.

Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть исторический процесс одновременно в его целостности, многосторонности и развитии[1].

Корпус источников состоит в первую очередь из архивных материалов Фонд 656 ГАСПИСО – Куйбышевский областной комитет КПСС. А также из группы опубликованных источников: официальных постановлений, решений, инструкций законодательных и исполнительных органов советской власти, касающихся социально-экономического развития Куйбышевской области.

В качестве исторических источников используются также материалы центральных и региональных газет и журналов за 1985-1991 гг. На страницах которых опубликованы специальные и публицистические материалы и интервью, содержащие как обобщающий материал, так и конкретные примеры.

Промышленность Куйбышевской области как и состояние всей советской экономики в середине 80-х гг. продолжает оставаться дискуссионным вопросом. По мнению С.Н. Максимова к середине 80-х гг., перегруженная устаревшими средствами производства и лишённая внутренних стимулов к развитию, экономика неуклонно скатывалась к кризису[2]. И.Я. Фраянов же полагает, что кризиса и последующего резкого спада производства в 90-е гг. можно было избежать.

На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС было констатировано нарастание «неблагоприятных тенденций» в экономическом развитии и поставлена проблема «ускорения социально-экономического прогресса». По мнению М.С. Горбачева единственный путь решения этой задачи – «существенный рост производительности труда посредством внедрения прогрессивного оборудования, автоматики» [3]. Для этого декларировалась программа «ускорения» темпов роста машиностроительных отраслей в 1,5-2 раза, и достижение ими мирового уровня уже в начале 90-х годов[4].

К 1985 году Куйбышевская область представляла собой один из наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. К середине 1980-х гг. Куйбышевские ученные - экономисты оценивали уровень экономического развития области в 1,5 раза превышающей общесоюзный[5]. В ней располагалось 360 промышленных предприятий, более 40 производственных объединений. Здесь были крупные предприятия машиностроительной и металлургической областей, нефтедобыча и нефтепереработка, заметные научно-технические достижения в работе мощного аэрокосмического комплекса. Область была «закрытой», что означало наличие стратегически важных военных производств[6].

Однако, в 1985 году на бюро Куйбышевского обкома КПСС отмечались также и недостатки в развитии экономики – старение основных производственных фондов промышленности области. В парке металлообрабатывающего оборудования скопилось около 60% станков в «возрасте» от 10 до 20 лет и выше, в машиностроительных предприятиях медленно обновлялись основные фонды, и механизировался ручной труд[7].

Последовавшая в мае 1985 г., антиалкогольная кампания М.С. Горбачева, охарактеризованная в последствии как социально-тупиковая и экономически опасная, принесла первые крупные потери для госбюджета. В Куйбышевской же области товарная масса для покрытия выбывших объемов производства винно-водочной продукции также не прибавилась[8].

В производстве повсеместно стала вводиться госприемка, после которой возвраты готовой продукции на предприятиях Куйбышевской области, достигали порой 80-90%[9]. Предпринятые массированные денежные, в том числе валютные вливания в машиностроение не дали эффекта, но зато серьезно увеличили денежную массу в руках населения и обострили товарный голод[10].

Закон о государственном предприятии (июнь 1987 г.), предоставивший широкие права руководителям и коллективам госпредприятий, на практике привёл к быстрой потере управляемости в народном хозяйстве, к разбалансированию основных макроэкономических пропорций[11]. Самостоятельность предприятий в отсутствии конкурентной среды и жёсткое бюджетное ограничение не привело к повышению эффективности их деятельности. «Совершенствование хозяйственного механизма», достигшее пика в 1988 г., привело к перераспределению хозяйственных прав в пользу менеджмента и трудовых коллективов госпредприятий, что перечеркнуло осуществление структурного манёвра в пользу машиностроения и стимулировало рост требований потребления в ущерб инвестициям.

На XIX партконференции Горбачев уже открыто озвучил мысль о необходимости исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и закреплении последних исключительно за Советами. Однако ослабление политического контроля обернулось потерей управляемости в народном хозяйстве[12].

Распорядителями ресурсов, при разрушении вертикальных связей оставались органы отраслевого управления. Используя эти возможности давления они инициировали трансформацию вертикальных структур в горизонтально-вертикальные. Шло преобразование отраслевых министерств, ведомств, главков в концерны, ассоциации, акционерные общества, т.е. структуры, которые, как предполагалось, должны устойчиво функционировать в условиях рынка. Изменяя статус и формы контроля над экономикой, бюрократический аппарат управления, стал силой, заинтересованной в продолжении «вползания» в рынок[13].

До начала 1991 года в области 150 предприятий имели экономические контакты с зарубежными фирмами, где продукции вывозилось в полтора раза больше, чем ввозилось в область. При этом в 1989-90 годах в облисполком поступило 30% валюты от предприятий, а самый крупный держатель валюты – «АвтоВАЗ» – не перечислил в бюджет ни рубля[14].

Конверсия стала испытанием для Куйбышевской области. 40% от общего объема выпускаемых товаров народного потребления (без учета ВАЗа и легкой промышленности) давал оборонный комплекс[15]. Кроме того, конверсия началась при действующем пятилетнем плане в условиях перехода на новые формы хозяйствования. Из-за финансовых и организационных трудностей конверсии только за 1988 год с заводов уволилось около шести тыс. человек. Председатель облисполкома В.А. Тархов публично признавал, что оборонщики, без льгот сами ничего не сделают[16]. В начале 1990 года объем выпускаемой продукции в ВПК составлял одну четверть от общеобластной. На практике к 1990 году, не получающие ресурсы централизовано, предприятия решали проблемы снабжения бартером, либо покупкой по договорным ценам. Куйбышевская область, где в основном располагалась промышленность группы А, была лишена возможности использовать натуральный обмен[17]. Эти противоречия вели к ухудшению экономических показателей государственной промышленности Куйбышевской области.

Таблица 1. Основные показатели развития промышленности Куйбышевской области в 1985-1991 гг. [18]

 

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

Число предприятий и производств

3039

3023

2992

2899

2850

2515

2877

Среднесписочная численность промышленно–производственного персонала, тыс. человек

653,0

652,4

644,6

632,1

605,6

590,0

572,6

Уровень рентабельности, процентов

10,7

10,6

10,9

12,0

11,2

9,9

Таблица 2. Снижение темпов роста производства, средств производства и производства предметов потребления в Куйбышевской области в 1985-1991 гг. (в%)[19]

 

Вся промышленность

Из нее:

группа «А»

группа «Б»

XI пятилетка

В среднем за год

103

102

103

1985 к 1980

114

113

118

XII пятилетка

В среднем за год

102

100,5

105

1990 к 1985

110

102

130

1986

104

104

104

1987

103

101

108

1988

102

100,7

106

1989

100,0

98

104

1990

100,2

98

106

1991

94,0

90,0

99,0

Таким образом, в Куйбышевской области, несмотря на острые экономические противоречия, вызванные политикой перестройки, только лишь к концу 80-х гг. наметилось сокращение производства в государственной промышленности.

В сельском хозяйстве Куйбышевской области в середине 80-х гг., как и в стране в это время, ставка делалась на крупные агрокомплексы и агропромышленные объединения. Область представляет собой зону рискованного земледелия. За годы советской власти на 164 тысячах га были построены оросительные системы. В среднем в середине 80-х гг. по области урожайность зерновых составляла 20 центнеров с гектара. Государственные планы по заготовке зерна и мяса область выполняла, подсолнечника, овощей сдавала меньше запланированного[20].

Таблица 3. Число колхозов и совхозов в Куйбышевской области в 1985-1991 гг. [21]

 

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

Колхозов

273

273

274

283

295

300

30

Совхозов

133

133

135

136

137

139

137

В Куйбышевской области один работник сельскохозяйственного производства должен был прокормить 25 человек[22].

В мае 1985 года на Бюро Куйбышевского обкома КПСС отмечалось, что уровень производства и качества сельскохозяйственной продукции не всегда соответствовал требованиям и заданиям Продовольственной программы, дальнейшего развития требовали вопросы механизации технологических процессов, значительная часть работ в земледелии и животноводстве выполнялась с применением ручного труда, отставало развитие материальной базы ремонта, эксплуатации и хранении техники[23]. В 1985 году дотация из централизованных фондов составила мяса 34,4 тысячи тонн, 16% объема потребления, молочных продуктов – 131,3 тысячи тонн, 12%. При этом душевое потребление составило 64 кг., молокопродуктов – 326 кг., яиц – 287 штук, что ниже нормы. 40 из 47 спецхозов и комплексов не освоили проектные мощности по продуктивности и объему производства свинины. Только по этим хозяйствам недополучено более 8,5 тысяч тонн мяса. В области было 65% низкорентабельных и убыточных сельских хозяйств[24].

Академик ВАСХНИЛ В.А. Тихонов указывал, что при увеличении производства продукции, росте доходов сумма долгов государству практически не уменьшается, многие колхозы еще больше нищают, села разоряются, – из-за, прежде всего, неэквивалентного обмена между городом и селом[25].

Таблица 4.  Производство основных продуктов животноводства[26]

 

1985

1986

1987

1988

1989

1990

В хозяйствах всех категорий

Мясо в живом весе тыс. тонн

264,0

275,1

304,5

322,2

340,0

347,6

Молоко тыс. тонн

985,2

1034,2

1053,3

1038,1

1082,9

1103,8

Яйца млн. штук

944,1

983,0

1045,4

1072,8

1083,5

1044,3

Шерсть (в физическом весе) тонн

3129

3203

3409

3052

3169

3190

В колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях

Мясо в живом весе тыс. тонн

198,0

209,8

235,5

252,6

270,4

275,1

Молоко тыс. тонн

721,8

774,8

794,9

780,9

810,5

820,4

Яйца млн. штук

728,0

766,8

806,6

831,9

830,5

791,5

Шерсть (в физическом весе) тонн

2421

2371

2467

2261

2360

2372

В 1988 году секретарем обкома КПСС В.Г. Афониным сообщалось о снижении в области темпов производства продукции сельского хозяйства. Подчеркивалось, что агропром увяз в реорганизациях и уже не оказывал существенного влияния на внедрение новых форм хозяйствования, развитие интегральных процессов[27]. Заведующий аграрным отделом обкома КПСС Е. Чичев сообщал, что на протяжении 10 лет по вопросам увеличения говядины, свинины, баранины и мяса птицы принимались решения обкома КПСС и облисполкома, но они, как правило, не подкреплялись материальными и финансовыми ресурсами, целенаправленной организационно-хозяйственной работой и остались невыполненными. План производства овощей за 1986-1989 годы выполнен на 65%. На городского жителя производилось только половина нормы овощей защищенного грунта, в овощехранилища закладывалось 12% к потребности. Производство овощей было связано с большими затратами ручного труда[28].

В 1990 году область продолжала получать из других областей 26,7 тыс. тонн мяса и до 90 тыс. тонн молока. В 1989 году прибавка сельскохозяйственной продукции составила 10%, а по стране – лишь 1%., но дотация государства области была снижена на 1/3. Кроме того, основная прибавка продовольствия падает на прирост населения[29]. 3 августа 1990 года не обмолоченные гектары хлеба попали под затяжные дожди в области было принято решение о чрезвычайном положении в результате потери выращенной продукции составили 30-35%[30]. В 1990 году наблюдался ажиотажный спрос, возникающий по всей стране из-за ожидаемого роста цен – полки были пусты[31]. Начались сбои в реализации продуктов по талонам, т.к. была нарушена дисциплина поставок продуктов из других регионов, и от собственного агропромышленного комплекса, где за пятилетку, поголовье крупного рогатого скота было сокращено на 100 тысяч голов, дойное стадо – на 22 тысячи[32].

Таблица 5. Продукция сельского хозяйства Куйбышевской области[33] (в хозяйствах всех категорий; в сопоставимых ценах на 1983 г.; млн. рублей)

 

Продукция сельского
хозяйства

В том числе

Растениеводства

Животноводства

1985

1924,5

735,6

1188,9

1986

2132,7

894,6

1238,1

1987

1918,9

649,0

1269,9

1988

1898,0

620,4

1277,6

1989

2145,7

788,1

1357,6

1990

2100,8

745,9

1354,9

1991

1948,3

695,8

1252,5

В целом производство сельско-хозяйственной продукции, несмотря на неблагоприятные 1987-1988 гг., и дезорганизующее влияние перестроечных процессов показало незначительный рост объемов производства по сравнению с 1985 г.

В развитии предпринимательской деятельности в экономики Куйбышевской области в 1985-1991 гг. представляется целесообразным рассмотреть: 1) усиление элементов хозрасчета в государственной промышленности; 2) развитие кооперативного движения в сфере услуг и производстве товаров народного потребления; 3) тенденции развития предпринимательства в сельском хозяйстве.

Усиление элементов хозрасчета в государственной промышленности.

На пленуме ЦК КПСС 1986 г. была объявлена задача осуществления последовательного перехода от административных приемов руководства в народном хозяйстве к экономическим методам. Для решения этой задачи предполагалась необходимость перевода объединений и предприятий на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование[34].

В Куйбышевской области интенсивный переход предприятий на работу в условиях самофинансирования и самоокупаемости начался в 1987 году. В 1988 году в новых условиях действовало уже 198 предприятий, их доля в общем объеме промышленного производства составила 69%. А с 1 января 1989 года переход осуществили все производственные объединения. Подавляющее большинство из них отдали предпочтение первой модели хозрасчета и лишь 6 предприятий стали осваивать вторую модель, при которой каждое подразделение могло формировать хозрасчетный доход, а отстающие предприятия лишались возможности существовать за счет передовых. Процесс перехода на аренду начался в области в 1989 году. 47% предприятий увеличили свою прибыль. Каждое 4-е предприятие добилось увеличения спроса на выпускаемую продукцию у оптового покупателя и на потребительском рынке. 40% предприятий сохранили сверхурочные работы и непроизводительные потери рабочего времени, треть – увеличила объем производства. Вместе с тем ежемесячно каждое 3-4-е предприятие не дотягивало даже до уровня производства соответствующего периода прошлого года. В основном это отставание можно отнести на счет предприятий, работающих по 1-ой хозрасчетной модели. В 1989 году затраты сырья и материалов на каждый рубль товарной продукции возросли на каждом 3-ем предприятии. Одновременно рост заработной платы опережал повышение производительности труда – в целом по промышленности в три раза. По предприятиям, работающим в условиях нормативного распределения прибыли, – в 4,3 раза. По второй модели хозрасчета – в два раза. И лишь на арендных предприятиях рост производительности труда на 1,2% пункта опережал рост зарплаты[35]. Летом 1991 г. 27 предприятий области работали в условиях арендных отношений. Удельный вес их продукции в промышленности области составлял 4,4%. Ее прирост за полугодие – 0,8%[36].

Переход на хозрасчетные отношение по предложенной схеме привел к резкой финансовой дестабилизации экономики области – рост заработной платы в 3-4 превышал рост производительности труда, что порождало кризис товарооборота в Куйбышевской области. Перевод предприятий на арендные отношения привел к резкому падению темпов роста и объемов производства на них. В целом с 1987 г. началось постоянное сокращение темпов роста промышленного производства в Куйбышевской области в результате хозяйственной реформы 1987 г., которое с 1988 г. перешло в падение объемов производства в тяжелой промышленности, а с 1991 г. – и в легкой промышленности.

Развитие предпринимательской кооперации в сфере производства товаров народного потребления и услуг.

В 1985 году число лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, составляло только 464 человека. Их деятельность не считалась кооперативной. По инициативе партийных органов с 1987 г. началась поддержка создания кооперативов и любых форм предпринимательства, обосновываемого общественными потребностями при замалчивании фактов найма рабочей силы и распределении прибыли в личных целях кооператоров. Начался бурный рост числа кооперативов и объема их продукции и услуг. В 1987 г. в области было создано 262 кооператива. За 1987 год они произвели продукции на 4 млн. 36 тысяч рублей (по другим данным на 10 млн. рублей[37]), за 1988 год – 63,8 млн. рублей. А в первом полугодии 89-го года, уже 112,9 млн. рублей. Услуги населению в 1987 году кооперативами составили 87% от собственного общего объема, в 1988 году – уже 55%, а в конце 1989 года на них приходится лишь 22%[38]. При этом предприятия расплачивались за услуги по безналичному расчету, а кооператоры эти средства превращали в наличные в основном для оплаты труда. Вместо наполнения рынка товарами, кооперативы наводняли его денежной массой, а покрывать ее, соответственно, надлежало государству[39].

На начальном этапе кооперативное движение законодательно не регламентировалось[40]. 26 мая 1988 г. по инициативе ЦК КПСС был принят закон "О кооперации в СССР", который создал законодательные условия для формирования и развития частнопредпринимательской деятельности. Летом 1988 года заместитель председателя облисполкома В.С. Романов отмечал, что в Куйбышевской области создано 680 кооперативов, явно не хватает кооперативов по переработке вторичного сырья и промышленных отходов, строительно-ремонтных, транспортных, исходя из чего городским службам следует активнее включаться в работу, привлекая горожан к созданию кооперативов при своих предприятиях[41]. Благодаря чему, на начало 1989 года в кооперативах области уже было охвачено 7855 человек. Из них 5601 – изготовляли товары народного потребления. За предыдущий 1988 год они продали населению продукции и оказали услуг на сумму около 10 млн. рублей. В бюджеты городов и районов поступило 860 тысяч рублей подоходного налога и платы за патент[42]. В целом кооперация не оказывала существенного воздействия на насыщение потребительского рынка. Причиной указывалось то, что хотя большинство кооперативов – производители, однако значительная часть их продукции предназначена была не населению, а различным организациям и предприятиям, работать по заказу которых, кооператорам было более выгодно. Основная доля прироста кооперативной продукции и услуг получена была не за счет создания новых производств, а за счет преобразования государственных предприятий и организаций в кооперативные. Наблюдалось своеобразное замещение госсектора кооперативным при незначительном увеличении объема произведенной продукции и услуг[43].

По размаху развития кооперативной и индивидуальной форм трудовой деятельности Куйбышевская область к концу 1989 года уже занимала третье место в республике, те же из них, что напрямую были завязаны с производством, имели следующую особенность: возглавляли их, как правило, руководящие работники объединения. Используя помещение, оборудование, расходуя энергетические ресурсы объединения, кооперативы не возмещали предприятию эти расходы. Все сырье приобреталось здесь же, в том числе строго фондируемые материалы. Рабочим предприятия поручалось изготовление оснастки, которая затем использовалась в кооперативной деятельности, работы эти оплачивались также из средств предприятия[44].

В 1990 году кооперативы реализовали товаров и оказали услуг на общую сумму 890 миллионов рублей отчисления в местный бюджет составил 52 миллиона рублей. Рост объема производства по сравнению с 1988 годом – в 18 раз. В 1990 году кооперативы получили в банках 405 млн. рублей, а сдали наличными всего 31 млн., или всего 8% от суммы полученных[45]. Активная работа в развитии частно-предпринимательской деятельности Куйбышевского комсомола подтверждается превращением зональной комсомольской школы кадров для райкомов и горкомов ВЛКСМ всего Среднего Поволжья, решением Самарского обкома Российского союза молодежи осенью 1991 года в школу международного бизнеса и предпринимательства[46].

На 1 января 1991 года было зарегистрировано свыше трех с половиной тысяч кооперативов. Наибольшее количество кооперативов создано в городах области – 88% общего числа. Признанными лидерами здесь являлись Самара – 1760 и Тольятти – 900. В кооперативах области работали на тот период свыше 101 тысячи человек, из них непосредственно членов кооператива – 74 тысячи. 24 апреля 1991 года состоялся учредительный съезд кооператоров и предпринимателей Самарской области, на котором был создан Союз кооператоров и свободных предпринимателей Самарской области, выбран совет союза и президент[47].

Кооперация стала существенным экономическим и социальным фактором. Решающую роль в ее возрождении и укреплении сыграли областные органы КПСС и ВЛКСМ.

Тенденции развития предпринимательства в сельском хозяйстве.

По инициативе КПСС в целях интенсификации сельскохозяственного производства путем хозрасчетных отношений в ноябре – феврале 1985 года началась подготовка к внедрению «Коллективного подряда на селе» [48]. С 1 января 1986 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР разрешил провести экономический эксперимент в Кинельском районе Куйбышевской области по расширению хозяйственной самостоятельности и переводу сельскохозяйственных предприятий на самоокупаемость[49]. А уже в конце в 1987 г. Бюро обкома КПСС постановило: потребовать от райкомов, райисполкомов, агропромышленного комитета области принятия мер по широкому распространению опыта работы Кинельского района, несмотря на трудности и ошибки, выявленные в ходе этого эксперимента. Обком КПСС исходил из требований ЦК КПСС о необходимости осуществления перевода всех колхозов, совхозов, предприятий и других организаций АПК на полный хозрасчёт и самофинансирование в течение 1988-1989 г.г., а в 1988 году завершения перевода всех производственных подразделений на подрядные формы организации труда[50]. В 1989 году уже более 70% колхозов и совхозов области применяли различные формы арендных отношений. Всего же арендными коллективами было произведено 17% продукции сельского хозяйства, или в 3 раза больше, чем в 1988 году. В этих коллективах на каждого работающего произведено продукции в 1,7 раза больше, чем в среднем по области. У них отмечалось выше урожайность полей и продуктивность скота, меньше затраты и выше качество продукции[51].

Что касается изменения организационной структуры сельского хозяйства, то во второй половине 80-х гг. она характеризуется возникновением принципиально новых форм: за 3-4 года возникло более десятка новых организационных структур сельскохозяйственного производства – от крупномасштабных форм (таких, как производственные и научно-производственные системы, агросоюзы, агроконсорциумы) до мелких и даже мельчайших (таких, как подрядные и арендные звенья и коллективы, индивидуальные и семейные крестьянские хозяйства и др.).

Допущение аренды в сельском хозяйстве страны (с мая 1988 г.) привело к появлению первых советских фермеров и к принципиально новым кооперативным формам на базе аренды земли у местных Советов. Коопхозы получали права юридического лица, свой счет в банке и обладали полной хозяйственной самостоятельностью. Первые коопхозы были созданы в 1987-1988 гг.

Возникновение агрофирм в сельском хозяйстве не было связано с ломкой сложившейся ранее структуры традиционных типов хозяйств. Дело свелось к тому, что несколько бывших высокоразвитых колхозов и совхозов приобрели независимость от ведомственных управляющих структур АПК, право свободного ценообразования на конечную продукцию (за пределами госзаказа), право создания своей сети реализации продукции и т.д.[52].

В Законе СССР о собственности (6 марта 1990 г.), речь шла лишь о правах в связи с землепользованием, землевладением – временным или постоянным, при создании частного крестьянского хозяйства. Закрепленное в законе право выхода крестьянина из колхоза со своим земельным наделом и паем, давало возможность организации крестьянского фермерского хозяйства. Вместе с тем, четкого механизма действия не было. Для защиты интересов свободных предпринимателей в сельском хозяйстве появились и особые организации. АККОР – ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России создана в январе 1990 г. В противовес в июне 1990 г. создан Крестьянский Союз СССР, объединяющий руководителей колхозов, совхозов и вышестоящих работников аппарата управления в АПК[53].

В 1989-1990 гг. сохранялись традиционные методы государственного планирования из-за отсутствия реальных изменений в базовых отношениях собственности на уровне производителей продукции АПК. Колхозы и совхозы не являлись фактически владельцами произведенной ими продукции, т.к. почти все распорядительные права были сохранены за ведомственными организациями управления АПК. В свою очередь новые субъекты права – фермеры, арендаторы, кооператоры – в большинстве случаев не могли еще быть по-настоящему независимыми, поскольку и земля, и материально-технические ресурсы, и налаженные каналы снабжения и сбыта продукции имелись лишь в колхозах и совхозах[54].

На начало 1991 года, занимая 2% пашни, индивидуальный сектор давал 22% общего объема сельскохозяйственного производства[55]. Отмечался рост крестьянских хозяйств. К середине 1990 года их было около 500, в марте 1991 года насчитывалось 10.000 заявлений на выход их колхоза[56]. Летом 1991 года в Самарской области было 519 крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых около 18 тыс. гектаров земли[57].

В результате инициированных КПСС реформ колхохно-совхозный строй в 1987-1990 гг. распадался, однако, сохраняя за собой доминирующее положение и все еще обеспечивал рост сельскохозяйственного производства.

Подводя итоги данного исследования, можно сделать выводы, что в развитии государственной промышленности и сельского хозяйства Куйбышевской области в 1985-1991 гг. не отмечается кризиса как устойчивого падения объемов производства. Лишь в 1990 г. объем производства в тяжелой промышленности в области отмечается падение на 10% и в легкой на 1% под воздействием, прежде всего государственной политики "перестройки" в экономике, ориентированной на формирование предпринимательского сектора; кризисные явления промышленности отмечались в сокращении числа промышленных предприятий, последовательном сокращении числа работающих в промышленности, сокращении на 2% лишь в 1989 г. объемов производства в тяжелой промышленности Куйбышевской области, незначительном сокращении рентабельности в промышленности с 12% в 1988 г. до 9,9% в 1990 г.; в сельском хозяйстве Куйбышевской области в период 1985‑1990 гг. отмечается значительный рост производства в ведущих отраслях: мяса с 264 тыс. т. до 347,6 тыс. т.; молока с 985 тыс. т. до 1104 тыс. т.; яйца с 944 млн. штук до 11044 млн. штук; политика развития предпринимательства в промышленности проявлялась в развитии хозрасчетных и арендных отношений в государственной промышленности, что приводило с одной стороны к повышению производственной активности, а с другой стороны к перетеканию рабочей силы и капитала в частнопредпринимательский сектор, образовавшийся с 1987 г. в виде кооперации в производстве товаров народного потребления и услуг; с 1987 г. под влиянием решений центральных партийных органов КПСС начала осуществляться политика активного формирования предпринимательского сектора в форме кооперативов, объем производства которых вырос в Куйбышевской области с 4 млн. руб. в 1987 до 890 млн. руб. в 1990 г. Развитие кооперации в Куйбышевской области вышло по показателям на третье место в РСФСР; в сельском хозяйстве проведение политики на развитие предпринимательской деятельности активно шло в форме усиления хозрасчетных отношений, развитие арендного подряда на селе, формирование с конца 80-х гг. полностью самостоятельных, основанных на групповой собственности аграрных фирм.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[1] Абдурахманов Н.И. Роль системно-структурного подхода в исследовании исторического процесса // Диалектика исторического процесса. Ташкент, 1989. С. 120-127; Овшинов А.Н. Методологические предпосылки системного подхода к социальному познанию / Калм. гос. ун-т. Элиста, 1991. 17 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 44784 от 18.06.91; Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. М., 1996. № 6. С. 60-75

[2] Максимов С.Н. Перестройка и проблемы хозяйственных реформ. СПб. 1992. Санкт–Петербургский университет. С. 141; Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985–1994 от Горбачева до Ельцина. М. 1984. С. 5; Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 6.

[3] Материалы Пленума ЦК КПСС. 23 апреля 1985 г. М., 1985. С. 7–8.; Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 6.; Горбачёв М.С. Избранные речи и статьи. М. 1987. Т. 2. С. 147.

[4] Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 7.

[5] Итоги выполнения государственного плана экономического и социального развития Куйбышевской области за 1986 г. // Волжская коммуна. 1987. 12 января.

[6] Самарская газета. 1994. 1 февраля.; 12-ой пятилетке – уверенный старт: К итогам работы промышленности в г. Куйбышеве за 1985 год // Волжская заря. 1986. 30 января.; Рабочий ритм пятилетки // Волжская коммуна. 1985. 1 августа.; Воробьев А. Как прожили год // Деловой мир. 1994. 18 февраля.

[7] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 3. Л. 95–96.; Волжская коммуна. 1987. 12 января.; Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 7.; ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 42. Л. 51.; ГАСПИСО Ф. 656. Оп. 195. Д. 47. Л. 49–50.; Волжская коммуна. 1988. 8 января.

[8] ГАСПИСО Ф. 656, О. 197, Д. 45. Л. 6.

[9] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 195. Д. 41. Л. 14.

[10] Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. – М. Дело Лтд, 1995 с. 15; Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985–1994 от Горбачева до Ельцина. М. 1984. С. 14.

[11] Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. – М. Дело Лтд, 1995 с. 17.

[12] Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985–1994 от Горбачева до Ельцина. М. 1984. С. 41.

[13] Максимов С.Н. Перестройка и проблемы хозяйственных реформ. СПб. 1992. Санкт-Петербургский университет. C. 156-157.

[14] Волжская коммуна. 1990. 19 октября.

[15] Волжская коммуна. 1989. 20 октября.

[16] Волжская заря. 1990. 5 мая; Самарские известия. 1990.

[17] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 6; Волжская коммуна. 1989. 23 сентября.; Там же. С. 19; ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 197. Д. 2. Л. 14.

[18]Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 152.

[19] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 150.

[20] На старте пятилетки: об итогах работы промышленности и сельского хозяйства области за 1-е полугодие 1986 года // Агитатор и политик. 1986. № 15. С. 25-29.

[21] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 183.

[22] Волжская коммуна. 1990. 13 мая.

[23] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 3. Л. 96.

[24] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 192. Д. 13. Л. 12, л. 33.

[25] Волжская коммуна. 1990. 23 февраля.

[26] Народное хозяйство Самарской области в 1991 г. Самара, 1992. С. 149.

[27] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 195. Д. 223. Л. 2, л. 33.

[28] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 197. Д. 342. Л. 165–169.

[29] Волжская коммуна. 1990.13 мая.

[30] Волжская коммуна. 1990. 28 августа.

[31] Самарские известия. 1990. 22 дек.

[32] Волжская коммуна. 1991. 9 февраля; Там же. 22 февраля.

[33] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 183.

[34] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 192. Д. 15. Л. 32.

[35] Волжская коммуна. 1990. 2 сентября.; ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 197. Д. 2. Л. 41.

[36] Самарские известия. 1991. 26 июля.

[37] Волжская коммуна. 1988. 11 февраля; Волжская коммуна. 1989. 10 февраля.

[38] Волжская коммуна. 1989. 31 августа; Волжская коммуна. 1989. 10 декабря; Волжская коммуна. 1989. 25 августа.

[39] Волжская коммуна. 1989. 10 декабря.

[40] Волжская заря. 1989. 18 сентября

[41] Волжская заря. 1988. 18 августа.

[42] Волжская коммуна. 1989. 10 февраля.

[43] Волжская заря. 1989. 23 мая.; Экономическая газета. 1988. № 18.

[44] Волжская заря. 1989. 18 сентября.

[45] Самарские известия. 1991. 13 мая.

[46] Советская Россия. 1991. 30 ноября.

[47] Волжская коммуна. 1991. 11 мая.

[48] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 42. Л. 7.

[49] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 42. Л. 28.

[50] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 195. Д. 124. Л. 7.

[51] Волжская коммуна. 1990. 13 мая.

[52] Мынкин И.Н. Аграрный сектор экономики СССР: состояние и пути перестройки. М., МГУ, 1991.С. 21-37.

[53] Там же. С. 37.

[54] Там же. С. 76.

[55] Волжская коммуна. 1991. 9 февраля.

[56] Самарские известия. 1991. 6 марта.

[57] Самарские известия. 1991. 26 июля.


© В.В. Крючков,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства