Конкретно-историческое изучение развития российского общества в период с 1985 по 1991 гг. еще только начинается, и этот период остается практически неизученным с научных, а не публицистических позиций.
Изучение социально-экономического развития Российской Федерации представлено в настоящее время работами по проблеме в целом или ее содержательным аспектом. Процессы, протекавшие в 1985-1991 гг. в отдельных регионах РФ, в том числе и Куйбышевской области еще не стали предметом специального исследования.
Предметом исследования в данной работе избирается изучение противоречий социально-экономического развития Куйбышевской области в 1985-1991 годы.
Цель исследования – сформировать научно-историческую картину знаний социально-экономического развития в Куйбышевской области в 1985-1991 гг., вскрыть причины, характер, направление и значение социально-экономических преобразований.
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть исторический процесс одновременно в его целостности, многосторонности и развитии[1].
Корпус источников состоит в первую очередь из архивных материалов Фонд 656 ГАСПИСО – Куйбышевский областной комитет КПСС. А также из группы опубликованных источников: официальных постановлений, решений, инструкций законодательных и исполнительных органов советской власти, касающихся социально-экономического развития Куйбышевской области.
В качестве исторических источников используются также материалы центральных и региональных газет и журналов за 1985-1991 гг. На страницах которых опубликованы специальные и публицистические материалы и интервью, содержащие как обобщающий материал, так и конкретные примеры.
Промышленность Куйбышевской области как и состояние всей советской экономики в середине 80-х гг. продолжает оставаться дискуссионным вопросом. По мнению С.Н. Максимова к середине 80-х гг., перегруженная устаревшими средствами производства и лишённая внутренних стимулов к развитию, экономика неуклонно скатывалась к кризису[2]. И.Я. Фраянов же полагает, что кризиса и последующего резкого спада производства в 90-е гг. можно было избежать.
На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС было констатировано нарастание «неблагоприятных тенденций» в экономическом развитии и поставлена проблема «ускорения социально-экономического прогресса». По мнению М.С. Горбачева единственный путь решения этой задачи – «существенный рост производительности труда посредством внедрения прогрессивного оборудования, автоматики» [3]. Для этого декларировалась программа «ускорения» темпов роста машиностроительных отраслей в 1,5-2 раза, и достижение ими мирового уровня уже в начале 90-х годов[4].
К 1985 году Куйбышевская область представляла собой один из наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. К середине 1980-х гг. Куйбышевские ученные - экономисты оценивали уровень экономического развития области в 1,5 раза превышающей общесоюзный[5]. В ней располагалось 360 промышленных предприятий, более 40 производственных объединений. Здесь были крупные предприятия машиностроительной и металлургической областей, нефтедобыча и нефтепереработка, заметные научно-технические достижения в работе мощного аэрокосмического комплекса. Область была «закрытой», что означало наличие стратегически важных военных производств[6].
Однако, в 1985 году на бюро Куйбышевского обкома КПСС отмечались также и недостатки в развитии экономики – старение основных производственных фондов промышленности области. В парке металлообрабатывающего оборудования скопилось около 60% станков в «возрасте» от 10 до 20 лет и выше, в машиностроительных предприятиях медленно обновлялись основные фонды, и механизировался ручной труд[7].
Последовавшая в мае 1985 г., антиалкогольная кампания М.С. Горбачева, охарактеризованная в последствии как социально-тупиковая и экономически опасная, принесла первые крупные потери для госбюджета. В Куйбышевской же области товарная масса для покрытия выбывших объемов производства винно-водочной продукции также не прибавилась[8].
В производстве повсеместно стала вводиться госприемка, после которой возвраты готовой продукции на предприятиях Куйбышевской области, достигали порой 80-90%[9]. Предпринятые массированные денежные, в том числе валютные вливания в машиностроение не дали эффекта, но зато серьезно увеличили денежную массу в руках населения и обострили товарный голод[10].
Закон о государственном предприятии (июнь 1987 г.), предоставивший широкие права руководителям и коллективам госпредприятий, на практике привёл к быстрой потере управляемости в народном хозяйстве, к разбалансированию основных макроэкономических пропорций[11]. Самостоятельность предприятий в отсутствии конкурентной среды и жёсткое бюджетное ограничение не привело к повышению эффективности их деятельности. «Совершенствование хозяйственного механизма», достигшее пика в 1988 г., привело к перераспределению хозяйственных прав в пользу менеджмента и трудовых коллективов госпредприятий, что перечеркнуло осуществление структурного манёвра в пользу машиностроения и стимулировало рост требований потребления в ущерб инвестициям.
На XIX партконференции Горбачев уже открыто озвучил мысль о необходимости исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и закреплении последних исключительно за Советами. Однако ослабление политического контроля обернулось потерей управляемости в народном хозяйстве[12].
Распорядителями ресурсов, при разрушении вертикальных связей оставались органы отраслевого управления. Используя эти возможности давления они инициировали трансформацию вертикальных структур в горизонтально-вертикальные. Шло преобразование отраслевых министерств, ведомств, главков в концерны, ассоциации, акционерные общества, т.е. структуры, которые, как предполагалось, должны устойчиво функционировать в условиях рынка. Изменяя статус и формы контроля над экономикой, бюрократический аппарат управления, стал силой, заинтересованной в продолжении «вползания» в рынок[13].
До начала 1991 года в области 150 предприятий имели экономические контакты с зарубежными фирмами, где продукции вывозилось в полтора раза больше, чем ввозилось в область. При этом в 1989-90 годах в облисполком поступило 30% валюты от предприятий, а самый крупный держатель валюты – «АвтоВАЗ» – не перечислил в бюджет ни рубля[14].
Конверсия стала испытанием для Куйбышевской области. 40% от общего объема выпускаемых товаров народного потребления (без учета ВАЗа и легкой промышленности) давал оборонный комплекс[15]. Кроме того, конверсия началась при действующем пятилетнем плане в условиях перехода на новые формы хозяйствования. Из-за финансовых и организационных трудностей конверсии только за 1988 год с заводов уволилось около шести тыс. человек. Председатель облисполкома В.А. Тархов публично признавал, что оборонщики, без льгот сами ничего не сделают[16]. В начале 1990 года объем выпускаемой продукции в ВПК составлял одну четверть от общеобластной. На практике к 1990 году, не получающие ресурсы централизовано, предприятия решали проблемы снабжения бартером, либо покупкой по договорным ценам. Куйбышевская область, где в основном располагалась промышленность группы А, была лишена возможности использовать натуральный обмен[17]. Эти противоречия вели к ухудшению экономических показателей государственной промышленности Куйбышевской области.
Таблица 1. Основные показатели развития промышленности Куйбышевской области в 1985-1991 гг. [18]
|
1985
|
1986
|
1987
|
1988
|
1989
|
1990
|
1991
|
Число предприятий и производств
|
3039
|
3023
|
2992
|
2899
|
2850
|
2515
|
2877
|
Среднесписочная численность промышленно–производственного персонала, тыс. человек
|
653,0
|
652,4
|
644,6
|
632,1
|
605,6
|
590,0
|
572,6
|
Уровень рентабельности, процентов
|
10,7
|
10,6
|
10,9
|
12,0
|
11,2
|
9,9
|
–
|
Таблица 2. Снижение темпов роста производства, средств производства и производства предметов потребления в Куйбышевской области в 1985-1991 гг. (в%)[19]
|
Вся промышленность
|
Из нее:
|
группа «А»
|
группа «Б»
|
XI пятилетка
|
В среднем за год
|
103
|
102
|
103
|
1985 к 1980
|
114
|
113
|
118
|
XII пятилетка
|
В среднем за год
|
102
|
100,5
|
105
|
1990 к 1985
|
110
|
102
|
130
|
1986
|
104
|
104
|
104
|
1987
|
103
|
101
|
108
|
1988
|
102
|
100,7
|
106
|
1989
|
100,0
|
98
|
104
|
1990
|
100,2
|
98
|
106
|
1991
|
94,0
|
90,0
|
99,0
|
Таким образом, в Куйбышевской области, несмотря на острые экономические противоречия, вызванные политикой перестройки, только лишь к концу 80-х гг. наметилось сокращение производства в государственной промышленности.
В сельском хозяйстве Куйбышевской области в середине 80-х гг., как и в стране в это время, ставка делалась на крупные агрокомплексы и агропромышленные объединения. Область представляет собой зону рискованного земледелия. За годы советской власти на 164 тысячах га были построены оросительные системы. В среднем в середине 80-х гг. по области урожайность зерновых составляла 20 центнеров с гектара. Государственные планы по заготовке зерна и мяса область выполняла, подсолнечника, овощей сдавала меньше запланированного[20].
Таблица 3. Число колхозов и совхозов в Куйбышевской области в 1985-1991 гг. [21]
|
1985
|
1986
|
1987
|
1988
|
1989
|
1990
|
1991
|
Колхозов
|
273
|
273
|
274
|
283
|
295
|
300
|
30
|
Совхозов
|
133
|
133
|
135
|
136
|
137
|
139
|
137
|
В Куйбышевской области один работник сельскохозяйственного производства должен был прокормить 25 человек[22].
В мае 1985 года на Бюро Куйбышевского обкома КПСС отмечалось, что уровень производства и качества сельскохозяйственной продукции не всегда соответствовал требованиям и заданиям Продовольственной программы, дальнейшего развития требовали вопросы механизации технологических процессов, значительная часть работ в земледелии и животноводстве выполнялась с применением ручного труда, отставало развитие материальной базы ремонта, эксплуатации и хранении техники[23]. В 1985 году дотация из централизованных фондов составила мяса 34,4 тысячи тонн, 16% объема потребления, молочных продуктов – 131,3 тысячи тонн, 12%. При этом душевое потребление составило 64 кг., молокопродуктов – 326 кг., яиц – 287 штук, что ниже нормы. 40 из 47 спецхозов и комплексов не освоили проектные мощности по продуктивности и объему производства свинины. Только по этим хозяйствам недополучено более 8,5 тысяч тонн мяса. В области было 65% низкорентабельных и убыточных сельских хозяйств[24].
Академик ВАСХНИЛ В.А. Тихонов указывал, что при увеличении производства продукции, росте доходов сумма долгов государству практически не уменьшается, многие колхозы еще больше нищают, села разоряются, – из-за, прежде всего, неэквивалентного обмена между городом и селом[25].
Таблица 4. Производство основных продуктов животноводства[26]
|
1985
|
1986
|
1987
|
1988
|
1989
|
1990
|
В хозяйствах всех категорий
|
Мясо в живом весе тыс. тонн
|
264,0
|
275,1
|
304,5
|
322,2
|
340,0
|
347,6
|
Молоко тыс. тонн
|
985,2
|
1034,2
|
1053,3
|
1038,1
|
1082,9
|
1103,8
|
Яйца млн. штук
|
944,1
|
983,0
|
1045,4
|
1072,8
|
1083,5
|
1044,3
|
Шерсть (в физическом весе) тонн
|
3129
|
3203
|
3409
|
3052
|
3169
|
3190
|
В колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях
|
Мясо в живом весе тыс. тонн
|
198,0
|
209,8
|
235,5
|
252,6
|
270,4
|
275,1
|
Молоко тыс. тонн
|
721,8
|
774,8
|
794,9
|
780,9
|
810,5
|
820,4
|
Яйца млн. штук
|
728,0
|
766,8
|
806,6
|
831,9
|
830,5
|
791,5
|
Шерсть (в физическом весе) тонн
|
2421
|
2371
|
2467
|
2261
|
2360
|
2372
|
В 1988 году секретарем обкома КПСС В.Г. Афониным сообщалось о снижении в области темпов производства продукции сельского хозяйства. Подчеркивалось, что агропром увяз в реорганизациях и уже не оказывал существенного влияния на внедрение новых форм хозяйствования, развитие интегральных процессов[27]. Заведующий аграрным отделом обкома КПСС Е. Чичев сообщал, что на протяжении 10 лет по вопросам увеличения говядины, свинины, баранины и мяса птицы принимались решения обкома КПСС и облисполкома, но они, как правило, не подкреплялись материальными и финансовыми ресурсами, целенаправленной организационно-хозяйственной работой и остались невыполненными. План производства овощей за 1986-1989 годы выполнен на 65%. На городского жителя производилось только половина нормы овощей защищенного грунта, в овощехранилища закладывалось 12% к потребности. Производство овощей было связано с большими затратами ручного труда[28].
В 1990 году область продолжала получать из других областей 26,7 тыс. тонн мяса и до 90 тыс. тонн молока. В 1989 году прибавка сельскохозяйственной продукции составила 10%, а по стране – лишь 1%., но дотация государства области была снижена на 1/3. Кроме того, основная прибавка продовольствия падает на прирост населения[29]. 3 августа 1990 года не обмолоченные гектары хлеба попали под затяжные дожди в области было принято решение о чрезвычайном положении в результате потери выращенной продукции составили 30-35%[30]. В 1990 году наблюдался ажиотажный спрос, возникающий по всей стране из-за ожидаемого роста цен – полки были пусты[31]. Начались сбои в реализации продуктов по талонам, т.к. была нарушена дисциплина поставок продуктов из других регионов, и от собственного агропромышленного комплекса, где за пятилетку, поголовье крупного рогатого скота было сокращено на 100 тысяч голов, дойное стадо – на 22 тысячи[32].
Таблица 5. Продукция сельского хозяйства Куйбышевской области[33] (в хозяйствах всех категорий; в сопоставимых ценах на 1983 г.; млн. рублей)
|
Продукция сельского
хозяйства
|
В том числе
|
Растениеводства
|
Животноводства
|
1985
|
1924,5
|
735,6
|
1188,9
|
1986
|
2132,7
|
894,6
|
1238,1
|
1987
|
1918,9
|
649,0
|
1269,9
|
1988
|
1898,0
|
620,4
|
1277,6
|
1989
|
2145,7
|
788,1
|
1357,6
|
1990
|
2100,8
|
745,9
|
1354,9
|
1991
|
1948,3
|
695,8
|
1252,5
|
В целом производство сельско-хозяйственной продукции, несмотря на неблагоприятные 1987-1988 гг., и дезорганизующее влияние перестроечных процессов показало незначительный рост объемов производства по сравнению с 1985 г.
В развитии предпринимательской деятельности в экономики Куйбышевской области в 1985-1991 гг. представляется целесообразным рассмотреть: 1) усиление элементов хозрасчета в государственной промышленности; 2) развитие кооперативного движения в сфере услуг и производстве товаров народного потребления; 3) тенденции развития предпринимательства в сельском хозяйстве.
Усиление элементов хозрасчета в государственной промышленности.
На пленуме ЦК КПСС 1986 г. была объявлена задача осуществления последовательного перехода от административных приемов руководства в народном хозяйстве к экономическим методам. Для решения этой задачи предполагалась необходимость перевода объединений и предприятий на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование[34].
В Куйбышевской области интенсивный переход предприятий на работу в условиях самофинансирования и самоокупаемости начался в 1987 году. В 1988 году в новых условиях действовало уже 198 предприятий, их доля в общем объеме промышленного производства составила 69%. А с 1 января 1989 года переход осуществили все производственные объединения. Подавляющее большинство из них отдали предпочтение первой модели хозрасчета и лишь 6 предприятий стали осваивать вторую модель, при которой каждое подразделение могло формировать хозрасчетный доход, а отстающие предприятия лишались возможности существовать за счет передовых. Процесс перехода на аренду начался в области в 1989 году. 47% предприятий увеличили свою прибыль. Каждое 4-е предприятие добилось увеличения спроса на выпускаемую продукцию у оптового покупателя и на потребительском рынке. 40% предприятий сохранили сверхурочные работы и непроизводительные потери рабочего времени, треть – увеличила объем производства. Вместе с тем ежемесячно каждое 3-4-е предприятие не дотягивало даже до уровня производства соответствующего периода прошлого года. В основном это отставание можно отнести на счет предприятий, работающих по 1-ой хозрасчетной модели. В 1989 году затраты сырья и материалов на каждый рубль товарной продукции возросли на каждом 3-ем предприятии. Одновременно рост заработной платы опережал повышение производительности труда – в целом по промышленности в три раза. По предприятиям, работающим в условиях нормативного распределения прибыли, – в 4,3 раза. По второй модели хозрасчета – в два раза. И лишь на арендных предприятиях рост производительности труда на 1,2% пункта опережал рост зарплаты[35]. Летом 1991 г. 27 предприятий области работали в условиях арендных отношений. Удельный вес их продукции в промышленности области составлял 4,4%. Ее прирост за полугодие – 0,8%[36].
Переход на хозрасчетные отношение по предложенной схеме привел к резкой финансовой дестабилизации экономики области – рост заработной платы в 3-4 превышал рост производительности труда, что порождало кризис товарооборота в Куйбышевской области. Перевод предприятий на арендные отношения привел к резкому падению темпов роста и объемов производства на них. В целом с 1987 г. началось постоянное сокращение темпов роста промышленного производства в Куйбышевской области в результате хозяйственной реформы 1987 г., которое с 1988 г. перешло в падение объемов производства в тяжелой промышленности, а с 1991 г. – и в легкой промышленности.
Развитие предпринимательской кооперации в сфере производства товаров народного потребления и услуг.
В 1985 году число лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, составляло только 464 человека. Их деятельность не считалась кооперативной. По инициативе партийных органов с 1987 г. началась поддержка создания кооперативов и любых форм предпринимательства, обосновываемого общественными потребностями при замалчивании фактов найма рабочей силы и распределении прибыли в личных целях кооператоров. Начался бурный рост числа кооперативов и объема их продукции и услуг. В 1987 г. в области было создано 262 кооператива. За 1987 год они произвели продукции на 4 млн. 36 тысяч рублей (по другим данным на 10 млн. рублей[37]), за 1988 год – 63,8 млн. рублей. А в первом полугодии 89-го года, уже 112,9 млн. рублей. Услуги населению в 1987 году кооперативами составили 87% от собственного общего объема, в 1988 году – уже 55%, а в конце 1989 года на них приходится лишь 22%[38]. При этом предприятия расплачивались за услуги по безналичному расчету, а кооператоры эти средства превращали в наличные в основном для оплаты труда. Вместо наполнения рынка товарами, кооперативы наводняли его денежной массой, а покрывать ее, соответственно, надлежало государству[39].
На начальном этапе кооперативное движение законодательно не регламентировалось[40]. 26 мая 1988 г. по инициативе ЦК КПСС был принят закон "О кооперации в СССР", который создал законодательные условия для формирования и развития частнопредпринимательской деятельности. Летом 1988 года заместитель председателя облисполкома В.С. Романов отмечал, что в Куйбышевской области создано 680 кооперативов, явно не хватает кооперативов по переработке вторичного сырья и промышленных отходов, строительно-ремонтных, транспортных, исходя из чего городским службам следует активнее включаться в работу, привлекая горожан к созданию кооперативов при своих предприятиях[41]. Благодаря чему, на начало 1989 года в кооперативах области уже было охвачено 7855 человек. Из них 5601 – изготовляли товары народного потребления. За предыдущий 1988 год они продали населению продукции и оказали услуг на сумму около 10 млн. рублей. В бюджеты городов и районов поступило 860 тысяч рублей подоходного налога и платы за патент[42]. В целом кооперация не оказывала существенного воздействия на насыщение потребительского рынка. Причиной указывалось то, что хотя большинство кооперативов – производители, однако значительная часть их продукции предназначена была не населению, а различным организациям и предприятиям, работать по заказу которых, кооператорам было более выгодно. Основная доля прироста кооперативной продукции и услуг получена была не за счет создания новых производств, а за счет преобразования государственных предприятий и организаций в кооперативные. Наблюдалось своеобразное замещение госсектора кооперативным при незначительном увеличении объема произведенной продукции и услуг[43].
По размаху развития кооперативной и индивидуальной форм трудовой деятельности Куйбышевская область к концу 1989 года уже занимала третье место в республике, те же из них, что напрямую были завязаны с производством, имели следующую особенность: возглавляли их, как правило, руководящие работники объединения. Используя помещение, оборудование, расходуя энергетические ресурсы объединения, кооперативы не возмещали предприятию эти расходы. Все сырье приобреталось здесь же, в том числе строго фондируемые материалы. Рабочим предприятия поручалось изготовление оснастки, которая затем использовалась в кооперативной деятельности, работы эти оплачивались также из средств предприятия[44].
В 1990 году кооперативы реализовали товаров и оказали услуг на общую сумму 890 миллионов рублей отчисления в местный бюджет составил 52 миллиона рублей. Рост объема производства по сравнению с 1988 годом – в 18 раз. В 1990 году кооперативы получили в банках 405 млн. рублей, а сдали наличными всего 31 млн., или всего 8% от суммы полученных[45]. Активная работа в развитии частно-предпринимательской деятельности Куйбышевского комсомола подтверждается превращением зональной комсомольской школы кадров для райкомов и горкомов ВЛКСМ всего Среднего Поволжья, решением Самарского обкома Российского союза молодежи осенью 1991 года в школу международного бизнеса и предпринимательства[46].
На 1 января 1991 года было зарегистрировано свыше трех с половиной тысяч кооперативов. Наибольшее количество кооперативов создано в городах области – 88% общего числа. Признанными лидерами здесь являлись Самара – 1760 и Тольятти – 900. В кооперативах области работали на тот период свыше 101 тысячи человек, из них непосредственно членов кооператива – 74 тысячи. 24 апреля 1991 года состоялся учредительный съезд кооператоров и предпринимателей Самарской области, на котором был создан Союз кооператоров и свободных предпринимателей Самарской области, выбран совет союза и президент[47].
Кооперация стала существенным экономическим и социальным фактором. Решающую роль в ее возрождении и укреплении сыграли областные органы КПСС и ВЛКСМ.
Тенденции развития предпринимательства в сельском хозяйстве.
По инициативе КПСС в целях интенсификации сельскохозяственного производства путем хозрасчетных отношений в ноябре – феврале 1985 года началась подготовка к внедрению «Коллективного подряда на селе» [48]. С 1 января 1986 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР разрешил провести экономический эксперимент в Кинельском районе Куйбышевской области по расширению хозяйственной самостоятельности и переводу сельскохозяйственных предприятий на самоокупаемость[49]. А уже в конце в 1987 г. Бюро обкома КПСС постановило: потребовать от райкомов, райисполкомов, агропромышленного комитета области принятия мер по широкому распространению опыта работы Кинельского района, несмотря на трудности и ошибки, выявленные в ходе этого эксперимента. Обком КПСС исходил из требований ЦК КПСС о необходимости осуществления перевода всех колхозов, совхозов, предприятий и других организаций АПК на полный хозрасчёт и самофинансирование в течение 1988-1989 г.г., а в 1988 году завершения перевода всех производственных подразделений на подрядные формы организации труда[50]. В 1989 году уже более 70% колхозов и совхозов области применяли различные формы арендных отношений. Всего же арендными коллективами было произведено 17% продукции сельского хозяйства, или в 3 раза больше, чем в 1988 году. В этих коллективах на каждого работающего произведено продукции в 1,7 раза больше, чем в среднем по области. У них отмечалось выше урожайность полей и продуктивность скота, меньше затраты и выше качество продукции[51].
Что касается изменения организационной структуры сельского хозяйства, то во второй половине 80-х гг. она характеризуется возникновением принципиально новых форм: за 3-4 года возникло более десятка новых организационных структур сельскохозяйственного производства – от крупномасштабных форм (таких, как производственные и научно-производственные системы, агросоюзы, агроконсорциумы) до мелких и даже мельчайших (таких, как подрядные и арендные звенья и коллективы, индивидуальные и семейные крестьянские хозяйства и др.).
Допущение аренды в сельском хозяйстве страны (с мая 1988 г.) привело к появлению первых советских фермеров и к принципиально новым кооперативным формам на базе аренды земли у местных Советов. Коопхозы получали права юридического лица, свой счет в банке и обладали полной хозяйственной самостоятельностью. Первые коопхозы были созданы в 1987-1988 гг.
Возникновение агрофирм в сельском хозяйстве не было связано с ломкой сложившейся ранее структуры традиционных типов хозяйств. Дело свелось к тому, что несколько бывших высокоразвитых колхозов и совхозов приобрели независимость от ведомственных управляющих структур АПК, право свободного ценообразования на конечную продукцию (за пределами госзаказа), право создания своей сети реализации продукции и т.д.[52].
В Законе СССР о собственности (6 марта 1990 г.), речь шла лишь о правах в связи с землепользованием, землевладением – временным или постоянным, при создании частного крестьянского хозяйства. Закрепленное в законе право выхода крестьянина из колхоза со своим земельным наделом и паем, давало возможность организации крестьянского фермерского хозяйства. Вместе с тем, четкого механизма действия не было. Для защиты интересов свободных предпринимателей в сельском хозяйстве появились и особые организации. АККОР – ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России создана в январе 1990 г. В противовес в июне 1990 г. создан Крестьянский Союз СССР, объединяющий руководителей колхозов, совхозов и вышестоящих работников аппарата управления в АПК[53].
В 1989-1990 гг. сохранялись традиционные методы государственного планирования из-за отсутствия реальных изменений в базовых отношениях собственности на уровне производителей продукции АПК. Колхозы и совхозы не являлись фактически владельцами произведенной ими продукции, т.к. почти все распорядительные права были сохранены за ведомственными организациями управления АПК. В свою очередь новые субъекты права – фермеры, арендаторы, кооператоры – в большинстве случаев не могли еще быть по-настоящему независимыми, поскольку и земля, и материально-технические ресурсы, и налаженные каналы снабжения и сбыта продукции имелись лишь в колхозах и совхозах[54].
На начало 1991 года, занимая 2% пашни, индивидуальный сектор давал 22% общего объема сельскохозяйственного производства[55]. Отмечался рост крестьянских хозяйств. К середине 1990 года их было около 500, в марте 1991 года насчитывалось 10.000 заявлений на выход их колхоза[56]. Летом 1991 года в Самарской области было 519 крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых около 18 тыс. гектаров земли[57].
В результате инициированных КПСС реформ колхохно-совхозный строй в 1987-1990 гг. распадался, однако, сохраняя за собой доминирующее положение и все еще обеспечивал рост сельскохозяйственного производства.
Подводя итоги данного исследования, можно сделать выводы, что в развитии государственной промышленности и сельского хозяйства Куйбышевской области в 1985-1991 гг. не отмечается кризиса как устойчивого падения объемов производства. Лишь в 1990 г. объем производства в тяжелой промышленности в области отмечается падение на 10% и в легкой на 1% под воздействием, прежде всего государственной политики "перестройки" в экономике, ориентированной на формирование предпринимательского сектора; кризисные явления промышленности отмечались в сокращении числа промышленных предприятий, последовательном сокращении числа работающих в промышленности, сокращении на 2% лишь в 1989 г. объемов производства в тяжелой промышленности Куйбышевской области, незначительном сокращении рентабельности в промышленности с 12% в 1988 г. до 9,9% в 1990 г.; в сельском хозяйстве Куйбышевской области в период 1985‑1990 гг. отмечается значительный рост производства в ведущих отраслях: мяса с 264 тыс. т. до 347,6 тыс. т.; молока с 985 тыс. т. до 1104 тыс. т.; яйца с 944 млн. штук до 11044 млн. штук; политика развития предпринимательства в промышленности проявлялась в развитии хозрасчетных и арендных отношений в государственной промышленности, что приводило с одной стороны к повышению производственной активности, а с другой стороны к перетеканию рабочей силы и капитала в частнопредпринимательский сектор, образовавшийся с 1987 г. в виде кооперации в производстве товаров народного потребления и услуг; с 1987 г. под влиянием решений центральных партийных органов КПСС начала осуществляться политика активного формирования предпринимательского сектора в форме кооперативов, объем производства которых вырос в Куйбышевской области с 4 млн. руб. в 1987 до 890 млн. руб. в 1990 г. Развитие кооперации в Куйбышевской области вышло по показателям на третье место в РСФСР; в сельском хозяйстве проведение политики на развитие предпринимательской деятельности активно шло в форме усиления хозрасчетных отношений, развитие арендного подряда на селе, формирование с конца 80-х гг. полностью самостоятельных, основанных на групповой собственности аграрных фирм.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
[1] Абдурахманов Н.И. Роль системно-структурного подхода в исследовании исторического процесса // Диалектика исторического процесса. Ташкент, 1989. С. 120-127; Овшинов А.Н. Методологические предпосылки системного подхода к социальному познанию / Калм. гос. ун-т. Элиста, 1991. 17 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 44784 от 18.06.91; Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. М., 1996. № 6. С. 60-75
[2] Максимов С.Н. Перестройка и проблемы хозяйственных реформ. СПб. 1992. Санкт–Петербургский университет. С. 141; Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985–1994 от Горбачева до Ельцина. М. 1984. С. 5; Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 6.
[3] Материалы Пленума ЦК КПСС. 23 апреля 1985 г. М., 1985. С. 7–8.; Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 6.; Горбачёв М.С. Избранные речи и статьи. М. 1987. Т. 2. С. 147.
[4] Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 7.
[5] Итоги выполнения государственного плана экономического и социального развития Куйбышевской области за 1986 г. // Волжская коммуна. 1987. 12 января.
[6] Самарская газета. 1994. 1 февраля.; 12-ой пятилетке – уверенный старт: К итогам работы промышленности в г. Куйбышеве за 1985 год // Волжская заря. 1986. 30 января.; Рабочий ритм пятилетки // Волжская коммуна. 1985. 1 августа.; Воробьев А. Как прожили год // Деловой мир. 1994. 18 февраля.
[7] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 3. Л. 95–96.; Волжская коммуна. 1987. 12 января.; Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. М. Дело Лтд, 1995. С. 7.; ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 42. Л. 51.; ГАСПИСО Ф. 656. Оп. 195. Д. 47. Л. 49–50.; Волжская коммуна. 1988. 8 января.
[8] ГАСПИСО Ф. 656, О. 197, Д. 45. Л. 6.
[9] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 195. Д. 41. Л. 14.
[10] Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. – М. Дело Лтд, 1995 с. 15; Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985–1994 от Горбачева до Ельцина. М. 1984. С. 14.
[11] Мау В.А. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985–1994. – М. Дело Лтд, 1995 с. 17.
[12] Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985–1994 от Горбачева до Ельцина. М. 1984. С. 41.
[13] Максимов С.Н. Перестройка и проблемы хозяйственных реформ. СПб. 1992. Санкт-Петербургский университет. C. 156-157.
[14] Волжская коммуна. 1990. 19 октября.
[15] Волжская коммуна. 1989. 20 октября.
[16] Волжская заря. 1990. 5 мая; Самарские известия. 1990.
[17] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 6; Волжская коммуна. 1989. 23 сентября.; Там же. С. 19; ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 197. Д. 2. Л. 14.
[18]Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 152.
[19] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 150.
[20] На старте пятилетки: об итогах работы промышленности и сельского хозяйства области за 1-е полугодие 1986 года // Агитатор и политик. 1986. № 15. С. 25-29.
[21] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 183.
[22] Волжская коммуна. 1990. 13 мая.
[23] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 3. Л. 96.
[24] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 192. Д. 13. Л. 12, л. 33.
[25] Волжская коммуна. 1990. 23 февраля.
[26] Народное хозяйство Самарской области в 1991 г. Самара, 1992. С. 149.
[27] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 195. Д. 223. Л. 2, л. 33.
[28] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 197. Д. 342. Л. 165–169.
[29] Волжская коммуна. 1990.13 мая.
[30] Волжская коммуна. 1990. 28 августа.
[31] Самарские известия. 1990. 22 дек.
[32] Волжская коммуна. 1991. 9 февраля; Там же. 22 февраля.
[33] Народное хозяйство Самарской области в 1986–1990 гг. Самара, 1992. С. 183.
[34] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 192. Д. 15. Л. 32.
[35] Волжская коммуна. 1990. 2 сентября.; ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 197. Д. 2. Л. 41.
[36] Самарские известия. 1991. 26 июля.
[37] Волжская коммуна. 1988. 11 февраля; Волжская коммуна. 1989. 10 февраля.
[38] Волжская коммуна. 1989. 31 августа; Волжская коммуна. 1989. 10 декабря; Волжская коммуна. 1989. 25 августа.
[39] Волжская коммуна. 1989. 10 декабря.
[40] Волжская заря. 1989. 18 сентября
[41] Волжская заря. 1988. 18 августа.
[42] Волжская коммуна. 1989. 10 февраля.
[43] Волжская заря. 1989. 23 мая.; Экономическая газета. 1988. № 18.
[44] Волжская заря. 1989. 18 сентября.
[45] Самарские известия. 1991. 13 мая.
[46] Советская Россия. 1991. 30 ноября.
[47] Волжская коммуна. 1991. 11 мая.
[48] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 42. Л. 7.
[49] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 189. Д. 42. Л. 28.
[50] ГАСПИСО. Ф. 656. Оп. 195. Д. 124. Л. 7.
[51] Волжская коммуна. 1990. 13 мая.
[52] Мынкин И.Н. Аграрный сектор экономики СССР: состояние и пути перестройки. М., МГУ, 1991.С. 21-37.
[53] Там же. С. 37.
[54] Там же. С. 76.
[55] Волжская коммуна. 1991. 9 февраля.
[56] Самарские известия. 1991. 6 марта.
[57] Самарские известия. 1991. 26 июля.
|