Л.А.Шильдт, (К.э.н., Старший преподаватель, Уфимский государственный нефтяной технический университет) И.А.Белова, (Студентка, Уфимский государственный нефтяной технический университет) |
Конференция 02
|
||||||
Кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Участниками кластера могут быть разные организации, от вузов до компаний- производителей, компаний- поставщиков. Вместе с предприятиями или учреждениями, объединенными общей идеей, развивается и сам регион, на территории которого расположен кластер. Выделяют следующие характерные признаки кластеров: 1. Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона). 2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть в том числе отнесены: выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, накопленный объем привлеченных прямых инвестиций. 3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона. 4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер. 5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Учитывая отраслевую специфику выделяются следующие типы кластеров: 1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний- поставщиков, развивающихся вокруг предприятий и строительных организаций. 2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно- бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие. 3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях. 4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других. 5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал. Кластеры смешанных типов могут сочетать признаки нескольких типов кластеров. Позитивными факторами для развития кластеров в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура и др. Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются: слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров; низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти и др. Помимо выделения потенциальных кластеров в регионах России, необходимо внедрение механизма взаимодействия их участников (рис. 1). |
||||||
|
||||||
При этом предлагаются следующие организационные мероприятия для формирования кластеров в регионах России: 1. Сформировать группу лидеров, состоящую из представителей региональной власти и бизнеса. Пригласить к диалогу руководителей ведущих предприятий, представителей малого бизнеса, представителей власти и науки. 2. Создать рабочую группу кластера, которая может стать посредником между государством, бизнесом, научно-исследовательскими институтами и образовательными учреждениями. 3. Разработать стратегию развития регионов России на основе кластерного подхода. В конце XX века в развитых странах на смену традиционной индустриальной стратегии пришла концепция «творческих индустрий», когда источником добавленной стоимости и рабочих мест является деятельность по производству интеллектуальной собственности: архитектура, музыка, изобразительное искусство, дизайн, мода, антиквариат, кино- и видеопроизводство, издательское дело, реклама, теле-, радио- и Интернет-вещание. Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства – фотография, репродукция, звукозапись и т. д. С одной стороны, индустрия делала произведение доступным широкому кругу людей, с другой – обращала его в предмет массового потребления и коммерциализации Европейская экономика теперь производит и продает преимущественно интеллектуальный продукт. На практике эта концепция воплощается в создании «творческих кластеров» — объединений независимых творческих предприятий и мастерских, которые возникают на месте бывших промышленных зон. Творческий кластер — это самый яркий пример перехода от индустриальной эры к интеллектуально-цифровой. Кластер не только дает духовное и экономическое развитие людям, но и помогает зданиям бывшей производственной инфраструктуры обрести новую жизнь, сохранить исторически ценную архитектуру. Далее на этом месте, в результате развития творческого кластера, возникает процесс взаимодействия творчества и экономики. Появляются новые продукты, новые нестандартные форматы, и это приносит свои экономические выгоды — развивается инфраструктура, растет приток потребителей, туристов, что способствует развитию территории в целом. Творческие кластеры – объединяют не только нацеленностью на раскрытие и реализацию творческих способностей, но и на .изменения в экономике, социуме. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Творческие кластеры тесно связывает свободный творческий поиск с экономическими моделями успешного бизнеса, с решением социальных задач, развитием территории в целом. Будучи инновационным направлением для России, продвижение творческих индустрий сопряжено с рядом проблем и дефицитов. Не хватает, прежде всего:
|
||||||
Инициаторам развития творческих индустрий приходится развивать все линии одновременно – проводить исследования, разъяснять суть явления, заниматься профессиональной подготовкой кадров, формировать корпус отечественных экспертов, прорабатывать законодательную и налоговую базу. Что нужно, чтобы творческий кластер стал магнитом для творческих сил, готовых покинуть территорию снобизма и перейти в индустриальное состояние? Эта проблема не может быть решена вне общего контекста развития творческих индустрий в России. Развитие творческих отраслей экономики в регионах Российской Федерации не только является эффективным антикризисным средством, но и открывает новые возможности экономического роста в современных условиях, повышает конкурентоспособность страны в современных условиях. Развитие творческих индустрий в России предполагает интеграцию разобщенных сегодня государственных и негосударственных организаций, которые хранят, производят, тиражируют и транслируют творческие продукты. Необходимо создать движение по консолидации предприятий творческих индустрий и включению в программу новых представителей творческих отраслей экономики. Полноценное развитие творческих отраслей экономики возможно только в демократическом государстве, при соблюдении демократических прав и свобод, прежде всего свободы творчества. В этом смысле идеология творческих индустрий должна найти поддержку у правозащитных и гражданских организаций. |
||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Теоретические и практические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в регионах России / Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 / евразийский международный научно-аналитический журнал .- Режим доступа: [http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2785.]- Загл. с экрана. 2. Кластерная политика / Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, 2006-2010.-Режим доступа: [http://economy.samregion.ru/Klaster/kl_iniciativi/27828/] .- Загл. с экрана. |
||||||
© Л.А. Шильдт, И.А. Белова, Изд-во "Научные технологии", 2012. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|