Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Развитие творческих кластеров

E-mail Печать

Л.А.Шильдт,  (К.э.н., Старший преподаватель, Уфимский государственный нефтяной технический университет)

И.А.Белова,  (Студентка, Уфимский государственный нефтяной технический университет)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 2 – ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Материалы международной научно-практической конференции
"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"

г. Москва, 30 ноября 2012 года.

Кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Участниками кластера могут быть разные организации, от вузов до компаний- производителей, компаний- поставщиков. Вместе с предприятиями или учреждениями, объединенными общей идеей, развивается и сам регион, на территории которого расположен кластер.

Выделяют следующие характерные признаки кластеров:

 1. Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона).

 2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть в том числе отнесены: выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, накопленный объем привлеченных прямых инвестиций.

3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.

4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер.

5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Учитывая отраслевую специфику выделяются следующие типы кластеров:

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний- поставщиков, развивающихся вокруг предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно- бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.

3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях.

4. Туристические кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.

5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать  также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

Кластеры смешанных типов могут сочетать признаки нескольких типов кластеров.

Позитивными факторами для развития кластеров в России являются: наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производственных комплексов и различных форм кооперации; высокий уровень интеллектуального потенциала; развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура и др. Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются: слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом; несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров; низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти и др.

Помимо выделения потенциальных кластеров в регионах России, необходимо внедрение механизма взаимодействия их участников (рис. 1).

alt

Рис. 1. Концептуальная схема взаимодействия участников кластера

При этом предлагаются следующие организационные мероприятия

для формирования кластеров в регионах России:

1. Сформировать группу лидеров, состоящую из представителей региональной власти и бизнеса. Пригласить к диалогу руководителей ведущих предприятий, представителей малого бизнеса, представителей власти и науки.

2. Создать рабочую группу кластера, которая может стать посредником между государством, бизнесом, научно-исследовательскими институтами и образовательными учреждениями.

3. Разработать стратегию развития регионов России на основе кластерного подхода.

В конце XX века в развитых странах на смену традиционной индустриальной стратегии пришла концепция «творческих индустрий», когда источником добавленной стоимости и рабочих мест является деятельность по производству  интеллектуальной собственности: архитектура, музыка, изобразительное искусство, дизайн, мода, антиквариат, кино- и видеопроизводство, издательское дело, реклама, теле-, радио- и Интернет-вещание.

Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства – фотография, репродукция, звукозапись и т. д. С одной стороны, индустрия делала произведение доступным широкому кругу людей, с другой – обращала его в предмет массового потребления и коммерциализации

Европейская экономика теперь производит и продает преимущественно интеллектуальный продукт. На практике эта концепция воплощается в создании «творческих кластеров» — объединений независимых творческих предприятий и мастерских, которые возникают на месте бывших промышленных зон.

Творческий кластер — это самый яркий пример перехода от индустриальной эры к интеллектуально-цифровой. Кластер не только дает духовное  и экономическое развитие людям, но и помогает зданиям бывшей производственной инфраструктуры обрести новую жизнь, сохранить исторически ценную архитектуру. Далее на этом месте, в результате развития творческого кластера,  возникает процесс взаимодействия творчества и экономики. Появляются новые продукты, новые нестандартные форматы, и это приносит  свои экономические выгоды — развивается  инфраструктура, растет приток потребителей, туристов, что способствует развитию территории в целом.

Творческие кластеры  –   объединяют не только нацеленностью на   раскрытие и реализацию творческих способностей, но и на .изменения в экономике, социуме. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Творческие кластеры  тесно связывает свободный творческий поиск  с  экономическими  моделями   успешного бизнеса, с решением  социальных задач, развитием территории в целом.

Будучи инновационным направлением для России, продвижение творческих индустрий сопряжено с рядом проблем и дефицитов. Не хватает, прежде всего:

  • понимания значимости творческих индустрий для развития культуры и экономики страны;
  • теоретической базы – тема творческих индустрий практически не звучит и не освещается в работах по современной культуре и менеджменту;
  • профессионалов-практиков в сфере творческих индустрий (заметим, что многие предприятия, которые успешно работают в России, относятся именно к этой сфере, но менеджеры и владельцы не осознают специфику их работы, их возможную роль и место в развитии экономики).

 

Инициаторам  развития творческих индустрий приходится развивать все линии одновременно – проводить исследования, разъяснять суть явления, заниматься профессиональной подготовкой кадров, формировать корпус отечественных экспертов, прорабатывать законодательную и налоговую базу.

Что нужно, чтобы творческий кластер стал магнитом для творческих сил, готовых покинуть территорию снобизма и перейти в индустриальное состояние? Эта проблема не может быть решена вне общего контекста развития творческих индустрий в России.

Развитие творческих отраслей экономики в регионах Российской Федерации не только является эффективным антикризисным средством, но и открывает новые возможности экономического роста в современных условиях, повышает конкурентоспособность страны в современных условиях.

Развитие творческих индустрий в России предполагает интеграцию разобщенных сегодня государственных и негосударственных организаций, которые хранят, производят, тиражируют и транслируют творческие продукты. Необходимо создать движение по консолидации предприятий творческих индустрий и включению в программу новых представителей творческих отраслей экономики.

Полноценное развитие творческих отраслей экономики возможно только в демократическом государстве, при соблюдении демократических прав и свобод, прежде всего свободы творчества. В этом смысле идеология творческих индустрий должна найти поддержку у правозащитных и гражданских организаций.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теоретические и практические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в регионах России / Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 / евразийский международный научно-аналитический журнал .- Режим доступа:  [http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2785.]- Загл. с экрана.

2. Кластерная политика / Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, 2006-2010.-Режим доступа: [http://economy.samregion.ru/Klaster/kl_iniciativi/27828/] .- Загл. с экрана.


© Л.А. Шильдт, И.А. Белова,  Изд-во "Научные технологии", 2012.
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства