Конференция 02 СЕКЦИЯ 2 – ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
|
Материалы международной научно-практической конференции
"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"
г. Москва, 30 ноября 2012 года.
|
|
По нашему мнению, дать внутренне непротиворечивое определение услуги ДО невозможно, если предварительно не выяснить отношения между дополнительным и основным образованием разных уровней. Проще всего проиллюстрировать эти отношения можно на примере основного и дополнительного профессионального образования. Как нам кажется, основное профессиональное образование заключается в усвоении учащимся такого объема знаний, умений и навыков (или же объема компетенций), который позволяет вести профессиональную деятельность в рамках определенной профессии (специальности) с предусмотренным для данного уровня образования уровнем квалификации и соответствует:
- установленным государством требованиям к содержанию знаний, умений и навыков (компетенций) для данного уровня образования;
- сформированным образовательным учреждением основного профессионального образования учебным программам и учебным планам;
- требованиям работодателей к уровню знаний, умений и навыков (компетенций) работников с данным уровнем квалификации.
|
Таким образом, дополнительное профессиональное образование, как явствует из самого его названия, призвано дополнить тот объем знаний (компетенций), которым обладает человек по итогам усвоения программы основного профессионального образования.
В свою очередь, с экономической точки зрения услуга основного профессионального образования состоит в предоставлении учащемуся доступа (на временной и платной основе) к ресурсам образовательного учреждения с целью обеспечить ему возможность усвоения установленного объема знаний, умений и навыков (компетенций) [3].
Речь может идти о:
- Повышении квалификации (т. е. усвоении сотрудником дополнительного объема знаний или компетенций, которые позволят ему выполнять работу более высокого уровня сложности в рамках той же профессии или специальности);
- Поддержании квалификации. В существующих источниках эта цель ДПО специально не выделяется, что, на наш взгляд, не совсем верно. Дело в том, что благодаря научно-техническому прогрессу требования к специалистам одной и той же квалификации непрерывно повышаются, и для сохранения своего уровня квалификации работник должен регулярно проходить дополнительное обучение. В рамках этого обучения он не получает более высокий квалификационный разряд, а лишь подтверждает свое соответствие новым требованиям к своему нынешнему разряду. По этой причине использовать для данного типа ДПО термин «повышение квалификации», по нашему мнению, некорректно, и мы предлагаем ввести термин «поддержание квалификации»;
- Функциональной переподготовке (например, если сотрудник переходит из категории исполнителей в категорию специалистов или руководителей). В данном случае говорить о повышении квалификации также некорректно – человеку прививаются навыки работы на новой должности в рамках выбранной профессии;
- Профессиональной переподготовке (обучение навыкам работы в новой профессии или специальности с присвоением соответствующей квалификации);
- Вспомогательном образовании. Этот вид ДПО также специально не выделяется, однако играет немаловажную роль в обеспечении финансирования образовательных учреждений. Речь идет о содействии плохо успевающим учащимся в усвоении знаний (компетенций), предусмотренных ГОС;
- Восстановительное образование – повторное прохождение определенной образовательной программы. Необходимость в нем может быть вызвана тем, что человек, ранее успешно освоивший данную программу, впоследствии утратил соответствующие навыки из-за того, что не было нужды в их использовании. Однако если такая нужда возникла, желательно это навыки освежить, для чего и служит повторное обучение;
- Первичном профессиональном образовании. В данном случае мы имеем в виду ситуации, когда человек по каким-либо причинам осваивает не весь цикл дисциплин, предусмотренных ГОС для профессионального образования соответствующего уровня по определенной специальности, а лишь набор узкопрофессиональных предметов.
|
С основным (непрофессиональным) образованием ситуация выглядит более сложной, так как цель такого образования – дать учащемуся тот необходимый (установленный государственным стандартом) минимум знаний (компетенций), который позволит ему быть полноценным членом общества (и в том числе – даст возможность пройти процедуру отбору в учреждения профессионального образования). По этой причине задача дополнительного (к основному) образования – повысить перспективы личной и социальной самореализации человека, являющегося носителем (или получателем) основного образования определенного уровня, с учетом специфики его индивидуальных запросов, личного и общественного положения, а также изменения требований к уровню его знаний (и компетенций), порожденных изменениями в окружающем его обществе. В дополнительном основном образовании (ДОО), по нашему мнению, можно найти следующие разновидности образовательных услуг:
- Вспомогательное образование (как и в случае с ДПО, речь идет о содействии учащимся в усвоении знаний и/или компетенций, предусмотренных образовательным стандартом соответствующего уровня). Как правило, получается параллельно с основным образованием. Его задача – адаптировать механизм оказания образовательной услуги к индивидуальным особенностям конкретного учащегося. Может предоставляться как в учреждении основного образования, так и внешними образовательными организациями. В качестве примера можно привести курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ;
- Индивидуализированное образование – более активное развитие индивидуальных способностей учащегося по сравнению с требованиями ГОС. Примерами могут быть музыкальные школы, спортивные, художественные, драматические и прочие кружки;
- Поддерживающее образование – его задача состоит в дополнении имеющегося общего объема знаний и компетенций дополнительными навыками, чье наличие стало важным для успешного члена общества в силу социальных изменений, научно-технического прогресса и т. д.;
- Восстановительное образование (его содержание аналогично восстановительному образованию, рассмотренному выше для ДПО);
- Социальная переподготовка – достаточно громоздкий термин, под которым подразумевается усвоение нового объема знаний (компетенций), обусловленное резкой сменой общества, в котором живет человек. Речь может идти, например, о подготовке к сдаче экзамена на знание государственной истории и государственного языка, предусмотренного законодательствами отдельных стран для получения гражданства или вида на жительства. Очевидно, что этот массив знаний не мог быть сообщен человеку в ходе освоения основной образовательной программы в стране происхождения.
|
Таким образом, для организации ДО ключевое значение имеет способность привлекать потребителей за счет максимальной адаптации содержания дополнительной образовательной услуги к их запросам (поскольку именно готовность клиентов приобретать эти услуги в конечном счете определяет рыночную успешность образовательной организации). В этой связи целесообразно рассмотреть содержание услуги ДО. Для этого мы экстраполируем модель содержания совершенной медицинской услуги, предложенную в работе [1, с. 15] на услугу ДО (табл. 1).
Табл. 1. Элементы услуги дополнительного образования
Элементы
|
Интерпретация
|
Примечания
|
Фундаментальная полезность
|
Удовлетворение потребности человека в получении дополнительного объема знаний, умений и навыков (компетенций), необходимых для более успешной личной, социальной и профессиональной самореализации
|
|
Экономическая природа
|
Предоставление потребителю на временной и платной основе права использовать материальные, нематериальные и кадровые ресурсы образовательной организации для получения требуемого дополнительного объема знаний (компетенций)
|
|
Основная услуга
|
Образовательная услуга, направленная на удовлетворение потребности человека в дополнительном образовании (т. е. на достижение той цели, ради которой человек обратился в образовательное учреждение)
|
Собственно обучение (личное взаимодействие преподавателя и учащегося, сопровождающееся передачей знаний и/или формированием компетенций)
|
Вспомогательная услуга
|
Образовательная услуга, оказание которой позволяет обеспечить достижение целей основной услуги
|
Тестирование при поступлении в образовательное учреждение с целью определения уровня подготовки учащегося
|
Сопутствующая услуга
|
Услуга, не имеющая образовательного характера, однако призванная обеспечить достижение целей основной услуги
|
Подбор места практики, предоставление общежития
|
Сервисная услуга
|
Услуга, не имеющая образовательного характера и направленная на повышение комфорта потребителя при получении основной, вспомогательной и/или сопутствующей услуги
|
Услуги питания
|
Это означает, что конкурентоспособность образовательного учреждения в современных условиях будет строиться не только (и, возможно, не столько) на содержании основной услуги (в силу ее высокой стандартизации), сколько на способности предложить потребителям наиболее привлекательные сопутствующие и сервисные услуги. Вспомогательные услуги, на наш взгляд, решающего обеспечения для конкурентоспособности не имеют.
Успех образовательного учреждения на рынке ДО будет обуславливаться следующими факторами:
- Точный выбор целевой аудитории;
- Точное определение образовательных потребностей этой аудитории (т. е. выявление той разновидности услуг ДО, в получении которой заинтересованы представители целевого сегмента). Это, разумеется, предполагает выявление тех целей, которых хотят достичь потребители в результате получения образовательной услуги;
- Формирование оптимальной структуры образовательной услуги (включающей в себя основную, вспомогательную, сопутствующую и сервисную услуги);
- Правильный выбор цены;
- Правильное коммуникационное взаимодействие с целевой аудиторией.
|
Иными словами, для деятельности учреждений ДО большое значение имеет не только педагогический, но и маркетинговый аспект их работы, чему, к сожалению, не всегда уделяется достаточно внимания. Это, в частности, ставит вопрос о необходимости разработки комплекса маркетинга, адаптированного к специфике образовательных услуг [2].
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венгерова И. В. Ресурсное обеспечение медицинских услуг в современной экономике. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012.
2. Котляров И. Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. - № 4. Доступно онлайн по адресу: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/kotliarov.pdf. Проверено 06.10.2012.
3. Котляров И. Д. Сущность услуги как экономического блага // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2012. - № 3. – С. 79-86.
|
© Н.В. Данилов, Изд-во "Научные технологии", 2012. |