Контроллинг как инструмент управления организацией

0 Комментарии
Печать

Н.А. Харитонова,  (Д.э.н.профессор, ФГБОВПО «Финансовый университет при Правительстве  РФ»)

Д.С. Медведева,  (ФГБОВПО «Финансовый университет при Правительстве  РФ»)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 2 – ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Материалы международной научно-практической конференции
"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"
г. Москва, 30 ноября 2012 года.

В  наши дни (время переходной экономики) особо остро чувствуется необходимость поддержки и контроля всей деятельности организации, начиная с отдельно взятого человека, заканчивая каждым структурным элементом предприятия. В связи с этим, каждому предприятию необходимо применять комплекс мер для того, чтобы удержаться на плаву и даже улучшить свое положение на рынке. Здесь особое место занимает контроллинг, который выступает, как инструментарий рыночной экономики, при котором снижается необходимость в централизованном администрировании.

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг направлен на обеспечение информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью, прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Анализ основных определений  (табл. 1) свидетельствует о том, что современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного обеспечения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации

Таблица 1. Основные направления в определении понятия «контроллинг» [1]

Направление

Определение

Контроллинг рассматривается как система поддержки принимаемых управленческих решений

Д. Хан: «Контроллинг может интерпретироваться как информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием».

Т. Райхман контроллингом называет систему, ориентированную на результат, с учетом обеспечения ликвидности, в сферу задач которой входит сбор и обработка информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов на предприятии.

Контроллинг рассматривается как концепция по направлениям и сферам ее применения

По мнению П. Хорвата контроллинг — это подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию.

Н.Г. Данилочкина считает, что контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений.

Место контроллинга определяется в системе менеджмента для управления прибыльностью предприятия

В.Б. Ивашкевич представляет контроллинг как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.

Контроллинга как философия и образ мышления современного руководителя

С.Г. Фалько определяет контроллинг как философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

Достаточно часто  даже специалисты  не различают понятия «внутренний аудит» и «контроллинг». Конечно с первого взгляда может  показаться, что в обоих случаях  происходит контроль за деятельностью какой-либо организации. Однако, это далеко не так, поскольку, например, внутренний аудит представляет собой организованную на предприятии в интересах его собственников систему контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля организации.  То есть специалисты в области внутреннего  аудита работают с итоговыми данными (по окончанию квартала),  проверяя и контролируя все хозяйственные факты какой-либо деятельности организации.  В то время как у контроллинга основная цель – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

  • координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  • информационная и консультационная поддержка предприятия управленческих решений;
  • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  • обеспечение рациональности управленческого процесса.

 

Схематично направления управленческой деятельности в рамках контроллинга представлены на рис.1

alt

Рисунок 1 Направления деятельности в сфере контроллинга

Как одно из направлений управленческой деятельности контроллинг как теоретическая концепция получил развитие  в Германии, тогда как США контроллинг рассматривается исключительно в прикладном виде. Сравнительный анализ можно провести, на  основании приведенных  на рис.2. элементов,  формирующих основу двух моделей: немецкой и американской.

alt

Рис.2  Элементы системы контроллинга.

В немецкой модели отделы, ориентированы на информацию для внешних пользователей (финансовая бухгалтерия, налоги и страхование, информационные технологии), и внутренняя ревизия отделены от контроллинга, в то время как американские экономисты осуществление данных функций включают в понятие «контроллинга». При этом  на первое месте поставлен комплекс заданий по планированию с использованием интегрированной системы планово-контрольных расчетов на базе информации управленческого учета.

Целью американской модели контроллинга является ориентация на внешних пользователей (органы надзора, инвесторов и тому подобное), поэтому она базируется на подходах аудита и ревизии. [2]

Следует подчеркнуть, что контроллинг объективно существует и развивается под воздействием определенных факторов как в Европе, так и в США. Отличие заключается в сущности каталога задач, которые идентифицируются в контроллинге (рис. 3).

alt

Рисунок 3.Каталог задач в системе контроллинга

Американский каталог задач сконцентрирован преимущественно на вопросах учета, планирования, информирования и анализа. В немецкой концепции управления «контроллинг» (более широкое понятие) включает «управленческий учет», а согласно американскому подходу «управленческий учет» приравнивается к немецкому «контроллинг» и содержит функции по разработке стратегии управления банком. Управленческий учет, как известно,— это, прежде всего, стратегический учет, связанный с выработкой системы контрольных показателей и разделением ответственности по центрам учета.

Что касается России, то контроллинг в стране получил распространение, начиная только с середины 90-х XX столетия.

Главное понимание методов российского контроллинга это не привлечение новых «вливаний» в бизнес и не погоня за мимолетной прибылью, а достижения устойчивости развития.  В условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации  каждому  предприятию невероятно сложно не только сохранять  имеющиеся позиции,  но и развиваться. В этой связи основным инструментом антикризисной политики для российских предприятий должен стать контроллинг, охватывающий следующие направления превентивной управленческой политики:

  • Изыскание точки окупаемости вложенных в предприятие средств;
  • Стабилизация ресурсного обеспечения;
  • Оптимизация налоговой политики;
  • Правильно поставленные задачи управлению и качественная мотивация исполнителя с полным контролем обеих структур;
  • Адаптация к условиям региона, и рынка ведения бизнеса;
  • Мониторинг потребностей потенциальных потребителей.

В настоящее время  контроллинг внедряется в крупные российские организации такие, как: ОАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», ОАО «Автоваз», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть» и др. Направления использования представлены в табл.2, Необходимо отметить, что  применение контроллинга охватывает различные сферы предпринимательства, вносит большой вклад в налаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностью всех подразделений предприятий

Российские предприятия, внедряющие у себя контроллинг, сталкиваются с огромным числом задач, о которых на начальном этапе менеджмент и не подозревает. Применение в этом деле системного анализа позволит выделить перечень основных проблем.

Таблица 2. Опыт использования принципов контроллинга Российскими предприятиями и организациями

Предприятие

Направление использования контроллинга

ЛУКОЙЛ

Используется при формировании проектов стратегических планов

Газпром

Возможность применять стандарты международной отчетности

ТНК (Тюменская нефтекомпания)

Налажена система оперативной передачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями  от отдела контроллинга

Сбербанк

Каждый месяц служба контроллинга предоставляет топ-менеджеру и руководителям подразделений аналитически отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде

Нижфарм

Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегии, финансовых результатов, координируют промежуточные цели планы в рамках единого целого

АвтоВаз

Предприятие осуществляет дополнительно информирование сотрудников по важнейшим направлениям развития, опираясь на данные которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита

Существуют ряд причин мешающих внедрению контроллинга на Российских предприятиях:

1) отсутствие достаточной информации о российской практике внедрения систем контроллинга и ее низкая оперативность;

2) недостаточное количество разработок в области комплексных информационных систем, отвечающих требованиям определенной организации (поэтому российские предприятия  вынуждены покупать информационные системы за рубежом, а это в свою очередь достаточно  затратно);

3) нестабильность экономической  политики  многих предприятий, отсутствие   ее целевой направленности;

4) несогласованность в работе различных отделов предприятия, а также не достаточная прозрачности информации;

5) игнорирование и недооценка состояния проблем внешней среды;

6) высокая затратность внедрения системы контроллинга (обучение специалистов в данной области, приобретение информационных систем,  реструктуризации уже существующих подразделений и формирования нового отдела);

7)  отсутствие  соответствующего нормативно-правового обеспечения системы контроллинга;

8) недостаток  специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыкам, несмотря на то, что МГТУ им. Э.Н. Баумана  с 1997 года готовит студентов  на бюджетной основе по специальности «Контроллинг на предприятии» с целью пополнения квалифицированных кадров в сфере «контроллинг».[3]

Таким образом,  в последние годы контроллинг становится неотъемлемой частью системы антикризисного управления  предприятиями,   связанной с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Благодаря внедрению инструмента контроллинга в современную практику ведения  бизнеса, многие предприятия стремятся  формировать эффективную систему управления всеми сферами свой деятельности,  укрепляя не только собственные позиции, но и отрасли в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Т.Г.Ходасевич Теоретические аспекты контроллинга: История возникновения Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2004. - N 4. - С. 105-107С. 2004. - С. 2004

2. http://gaap.ru/articles/49832/, дата обращения 20 ноября 2012г.

3. http://stud24.ru/management/kontrol-i-kontrolling-v-sisteme/339246-1023187-page3.htmlдата обращения: 20 ноября 2012г.


© Н.А. Харитонова, Д.С. Медведева,  Изд-во "Научные технологии.