Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Формирование конкурентоспособной экономической среды в системе предприятий лесного рынка России

E-mail Печать

О.В. Веретенов,  (Аспирант Международной академии оценки и консалтинга, МАОК)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 2 – ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Материалы международной научно-практической конференции
"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"
г. Москва, 30 ноября 2012 года.

Процессы интеграции мирового экономического пространства и формирования глобального рынка набирают силу. Отечественные предприятия лесного рынка России  в качестве одной из своих главных стратегических целей должны ставить необходимость формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности в мировой экономике, что, по нашему мнению, будет являться отражением уровня развития производительных сил и способности экономических субъектов удовлетворять потребностям мирового сообщества более эффективно.       

На самом деле, конкурентный статус представляет собой характеристику системной позиции по вопросам внешнеторговой деятельности предприятий лесного рынка и определяется стратегической ценностью их специализации в международном разделении труда, а также стратегической ценностью факторов, обеспечивающих такую специализацию.

Конкурентный статус предприятий лесного рынка в современных экономических условиях оценивается как низкий по следующим основаниям: во-первых, международная специализация предприятий лесного рынка   заключается в выполнении роли источника природного сырья и не несет возможности формирования конкурентоспособной экономической среды  в системе внешнеторговой деятельности  этих предприятий; во-вторых, указанная специализация опирается при этом на источники конкурентных преимуществ вчерашнего дня: в данном случае лесные запасы как естественные запасы природных ресурсов и наличие дешевой рабочей силы.

Как нам представляется, ключевой идеей, на основе которой должна реализовываться стратегия формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности отечественных предприятий лесного рынка  должен стать переход к  инновационной модели экономического развития, что предполагает концентрацию усилий на разработке и внедрении принципиально новой продукции и технологий производства. Один из путей радикального изменения специализации  предприятий лесного рынка  и повышения их конкурентного статуса лежит в создании новых видов высокотехнологичной продукции и новых предприятий с последующим их развитием до уровня новых секторов и отраслей экономики.

Учитывая, что отечественная экономика остается слабовосприимчивой к освоению научно-технических разработок, даже учитывая ее переход к новым экономическим отношениям, следование не радикально-инновационной модели, а модели умеренно-инновационного экономического развития будет означать возможность постепенного экономического роста, что, скорее всего, не приведет к значительному улучшению конкурентного статуса предприятий, учитывая значительное технологическое отставание. 

Конечно, необходимость перехода к инновационной модели развития отечественных предприятий лесного рынка имеет свои предпосылки, которые в основном сводятся к следующему: сохранился весомый научно-технический потенциал; существуют различные разработки по созданию в отрасли инновационной системы.

Основным препятствием для перехода к  инновационной модели развития отечественных предприятий лесного рынка  служит наличие жестких ограничений системного характера, препятствующих практической реализации проектов по созданию отраслевой инновационной системы и притоку инвестиций в лесную отрасль. К таким ограничениям можно отнести, во-первых, сильное влияние олигархии, нацеленность на удовлетворение интересов финансово-промышленных групп; во-вторых, уход государства из экономики или нерациональное в нее вмешательство; в- третьих, взаимопроникновение бизнеса и власти; в-четвертых, нерациональный выбор внутри страны пунктов, через которые осуществляется внешнеторговая деятельность; в-пятых, ориентация экспорта на сырьевые ресурсы страны; в-шестых, характер внутреннего потребительского спроса, который не обеспечивает из-за нищенства населения достаточных сбережений как основы потребления и инвестиций в развитие отрасли, что приводит к ориентации на низкую внутреннюю цену лесопродукции в ущерб ее качественным характеристикам, в то время как  для повсеместного внедрения радикальных новшеств требуется прямо противоположная ориентация спроса и т.д.

Устранение указанных ограничений могло бы определить основные направления стратегии повышения конкурентоспособности предприятий лесной промышленности.

Новые тенденции в развитии мировой экономики в последние десятилетия потребовали кардинального пересмотра традиционных взглядов на источники конкурентоспособности в международной конкуренции, наиболее серьезным недостатком, которых является их несистемный характер; в каждой из существовавших теорий были приведены определенные факторы, безусловно, влияющие на конкурентоспособность страны в мировой экономике, однако взятые в отдельно, вне связи с другими факторами, они не могут быть признаны достаточными.

В обозримом будущем у предприятий не будет иного выхода, кроме проведения коренной модернизации и изменения на этой основе их специализации в международном разделении труда с учетом потенциальных конкурентных преимуществ. Однако разработка эффективной стратегии повышения конкурентного статуса российских предприятий в мировой экономике, в том числе предприятий лесного рынка, потребует выявления фундаментальных причин низкого конкурентного статуса.   

Фундаментальная проблема конкурентоспособности отечественных предприятий лесного рынка заключается, таким образом, в отсутствии механизма устойчивого развития интеллектуального капитала нации и его реализации в производстве конкретных товаров и услуг, пользующихся высоким спросом на мировом рынке, что, в свою очередь, вызвано отсутствием условий для возникновения в обществе новой мотивационной среды.

Принципиально важным представляется взаимоувязка необходимости повышения экономической конкурентоспособности предприятий лесного рынка с общей линией на социально-экономическое развития  страны.

Ключевая идея, на основе которой должна формироваться стратегия повышения конкурентоспособности предприятий лесного рынка страны состоит в необходимости перехода к радикально-инновационной модели экономического развития.   Данная модель предполагает концентрацию усилий на разработке и внедрении кардинально новой продукции и технологий производства, аналоги которой отсутствуют.

Фактически на сегодняшний день Россия выживает исключительно благодаря экспорту своих природных ресурсов, в связи с чем, сырьевое богатство России трактуется как абсолютное благо.

Однако дальнейшее развитие экономики страны по сырьевому пути со стратегической точки зрения абсолютно бесперспективно и означает движение в никуда, так как, во-первых, мировой спрос на сырье будет падать, во-вторых, развитие сырьевых отраслей требует огромных инвестиций в силу их чрезвычайно высокой капиталоемкости.

Поэтому представляется необходимым создать условия для перетока капитала из топливно-сырьевого комплекса в инновационную сферу. При этом важно строить стратегию инновационного развития таким образом, чтобы в качестве приоритетов определить те регионы, которые имеют максимальный уровень возможностей формировать внутренний спрос на инновационные продукты.

Безусловно, на начальном этапе это приведет к усилению дифференциации, однако в перспективе, по мере запуска механизмов инновационного развития и повышению общего уровня конкурентоспособности страны, позволит постепенно «включать» в процесс  промышленные предприятия.  

Современный российский рынок леса просто не имеет рычагов для самостоятельного устранения тех системных ограничений для роста конкурентоспособности, которые сложились на текущий момент.

И в этой ситуации именно государство является той реальной силой, которая при верно выбранной стратегии и наличию соответствующей воли способно на начальном этапе «запустить» механизм  формирования  конкурентоспособной экономической среды  в системе предприятий лесного рынка России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Долженко Л.М. Экономика предприятий лесного хозяйства и лесной промышленности. Красноярск, СибГУУ, 2011.

2. Изместьев А.А. Территориально-отраслевая организация лесного сектора. Иркутск, 2010.

3. Острошенко В.В. Экономика лесного хозяйства. М.: Академия. 2011.

4. Пахтусова М.Ю. Инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики: содержание, оценка, управление: монография. Архангельск, 2012.

5. Резанов В.К. Инвестиционная привлекательность лесного комплекса региона. Владивосток, Дальнаука, 2010.


© О.В. Веретенов,  Изд-во "Научные технологии".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства