О.В. Веретенов, (Аспирант Международной академии оценки и консалтинга, МАОК) |
Конференция 02
|
||||||
Процессы интеграции мирового экономического пространства и формирования глобального рынка набирают силу. Отечественные предприятия лесного рынка России в качестве одной из своих главных стратегических целей должны ставить необходимость формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности в мировой экономике, что, по нашему мнению, будет являться отражением уровня развития производительных сил и способности экономических субъектов удовлетворять потребностям мирового сообщества более эффективно. На самом деле, конкурентный статус представляет собой характеристику системной позиции по вопросам внешнеторговой деятельности предприятий лесного рынка и определяется стратегической ценностью их специализации в международном разделении труда, а также стратегической ценностью факторов, обеспечивающих такую специализацию. Конкурентный статус предприятий лесного рынка в современных экономических условиях оценивается как низкий по следующим основаниям: во-первых, международная специализация предприятий лесного рынка заключается в выполнении роли источника природного сырья и не несет возможности формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности этих предприятий; во-вторых, указанная специализация опирается при этом на источники конкурентных преимуществ вчерашнего дня: в данном случае лесные запасы как естественные запасы природных ресурсов и наличие дешевой рабочей силы. Как нам представляется, ключевой идеей, на основе которой должна реализовываться стратегия формирования конкурентоспособной экономической среды в системе внешнеторговой деятельности отечественных предприятий лесного рынка должен стать переход к инновационной модели экономического развития, что предполагает концентрацию усилий на разработке и внедрении принципиально новой продукции и технологий производства. Один из путей радикального изменения специализации предприятий лесного рынка и повышения их конкурентного статуса лежит в создании новых видов высокотехнологичной продукции и новых предприятий с последующим их развитием до уровня новых секторов и отраслей экономики. Учитывая, что отечественная экономика остается слабовосприимчивой к освоению научно-технических разработок, даже учитывая ее переход к новым экономическим отношениям, следование не радикально-инновационной модели, а модели умеренно-инновационного экономического развития будет означать возможность постепенного экономического роста, что, скорее всего, не приведет к значительному улучшению конкурентного статуса предприятий, учитывая значительное технологическое отставание. Конечно, необходимость перехода к инновационной модели развития отечественных предприятий лесного рынка имеет свои предпосылки, которые в основном сводятся к следующему: сохранился весомый научно-технический потенциал; существуют различные разработки по созданию в отрасли инновационной системы. Основным препятствием для перехода к инновационной модели развития отечественных предприятий лесного рынка служит наличие жестких ограничений системного характера, препятствующих практической реализации проектов по созданию отраслевой инновационной системы и притоку инвестиций в лесную отрасль. К таким ограничениям можно отнести, во-первых, сильное влияние олигархии, нацеленность на удовлетворение интересов финансово-промышленных групп; во-вторых, уход государства из экономики или нерациональное в нее вмешательство; в- третьих, взаимопроникновение бизнеса и власти; в-четвертых, нерациональный выбор внутри страны пунктов, через которые осуществляется внешнеторговая деятельность; в-пятых, ориентация экспорта на сырьевые ресурсы страны; в-шестых, характер внутреннего потребительского спроса, который не обеспечивает из-за нищенства населения достаточных сбережений как основы потребления и инвестиций в развитие отрасли, что приводит к ориентации на низкую внутреннюю цену лесопродукции в ущерб ее качественным характеристикам, в то время как для повсеместного внедрения радикальных новшеств требуется прямо противоположная ориентация спроса и т.д. Устранение указанных ограничений могло бы определить основные направления стратегии повышения конкурентоспособности предприятий лесной промышленности. Новые тенденции в развитии мировой экономики в последние десятилетия потребовали кардинального пересмотра традиционных взглядов на источники конкурентоспособности в международной конкуренции, наиболее серьезным недостатком, которых является их несистемный характер; в каждой из существовавших теорий были приведены определенные факторы, безусловно, влияющие на конкурентоспособность страны в мировой экономике, однако взятые в отдельно, вне связи с другими факторами, они не могут быть признаны достаточными. В обозримом будущем у предприятий не будет иного выхода, кроме проведения коренной модернизации и изменения на этой основе их специализации в международном разделении труда с учетом потенциальных конкурентных преимуществ. Однако разработка эффективной стратегии повышения конкурентного статуса российских предприятий в мировой экономике, в том числе предприятий лесного рынка, потребует выявления фундаментальных причин низкого конкурентного статуса. Фундаментальная проблема конкурентоспособности отечественных предприятий лесного рынка заключается, таким образом, в отсутствии механизма устойчивого развития интеллектуального капитала нации и его реализации в производстве конкретных товаров и услуг, пользующихся высоким спросом на мировом рынке, что, в свою очередь, вызвано отсутствием условий для возникновения в обществе новой мотивационной среды. Принципиально важным представляется взаимоувязка необходимости повышения экономической конкурентоспособности предприятий лесного рынка с общей линией на социально-экономическое развития страны. Ключевая идея, на основе которой должна формироваться стратегия повышения конкурентоспособности предприятий лесного рынка страны состоит в необходимости перехода к радикально-инновационной модели экономического развития. Данная модель предполагает концентрацию усилий на разработке и внедрении кардинально новой продукции и технологий производства, аналоги которой отсутствуют. Фактически на сегодняшний день Россия выживает исключительно благодаря экспорту своих природных ресурсов, в связи с чем, сырьевое богатство России трактуется как абсолютное благо. Однако дальнейшее развитие экономики страны по сырьевому пути со стратегической точки зрения абсолютно бесперспективно и означает движение в никуда, так как, во-первых, мировой спрос на сырье будет падать, во-вторых, развитие сырьевых отраслей требует огромных инвестиций в силу их чрезвычайно высокой капиталоемкости. Поэтому представляется необходимым создать условия для перетока капитала из топливно-сырьевого комплекса в инновационную сферу. При этом важно строить стратегию инновационного развития таким образом, чтобы в качестве приоритетов определить те регионы, которые имеют максимальный уровень возможностей формировать внутренний спрос на инновационные продукты. Безусловно, на начальном этапе это приведет к усилению дифференциации, однако в перспективе, по мере запуска механизмов инновационного развития и повышению общего уровня конкурентоспособности страны, позволит постепенно «включать» в процесс промышленные предприятия. Современный российский рынок леса просто не имеет рычагов для самостоятельного устранения тех системных ограничений для роста конкурентоспособности, которые сложились на текущий момент. И в этой ситуации именно государство является той реальной силой, которая при верно выбранной стратегии и наличию соответствующей воли способно на начальном этапе «запустить» механизм формирования конкурентоспособной экономической среды в системе предприятий лесного рынка России. |
||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Долженко Л.М. Экономика предприятий лесного хозяйства и лесной промышленности. Красноярск, СибГУУ, 2011. 2. Изместьев А.А. Территориально-отраслевая организация лесного сектора. Иркутск, 2010. 3. Острошенко В.В. Экономика лесного хозяйства. М.: Академия. 2011. 4. Пахтусова М.Ю. Инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики: содержание, оценка, управление: монография. Архангельск, 2012. 5. Резанов В.К. Инвестиционная привлекательность лесного комплекса региона. Владивосток, Дальнаука, 2010. |
||||||
© О.В. Веретенов, Изд-во "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|