Н.М. Лагутова, (Гл. специалист-эксперт, Финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения Российской Федерации,г. Москва) |
Конференция 02
|
||||
Прежде чем перейти к рассмотрению организации управления региональной системой здравоохранения, необходимо дать определение термину «управление». Управление – это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию [6]. Существование государственного управления здравоохранением в России обусловлено признанием человека, его жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества. Поэтому управление здравоохранением является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления) [1]. В настоящее время развитие отечественной системы здравоохранения связано с ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, в том числе проблема низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. Необходимым условием совершенствования организации системы здравоохранения является повышение доступности и качества, эффективности функционирования и развития региональной системы здравоохранения. Сибурина Т.А. понятие «региональное здравоохранение» разграничивала в узком смысле и в более широком смысле следующим образом [4]. В узком смысле региональное здравоохранение представляет собой совокупность различных по мощности, профилю и организационно-правовому статусу лечебно-профилактических учреждений, характеризующихся общностью местоположения, социально-экономической среды, социальных заказчиков, административной подчиненностью, а также определенным типом системного взаимодействия на территориальном рынке медицинских услуг. В более широком смысле в понятие системы регионального здравоохранения следует включать потребности и целевые установки основных потребителей медицинских услуг (дифференцированных групп населения), и заказчиков (покупателей) медицинских услуг (структуру медицинского страхования, предприятия и организации других отраслей народного хозяйства) в отношении объемов, видов и качества медицинской помощи, а также территориальные структуры, обеспечивающие функционирование учреждений здравоохранения, организационные и социально-экономические механизмы регулирования взаимодействия структур медицинского профиля, реализуемые специализированными территориальными органами управления. Необходимо учитывать, что система регионального здравоохранения представляет собой один из важных элементов общей социальной инфраструктуры региона и должна адекватно взаимодействовать с общим механизмом регулирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, разделяя с ним общие цели, приоритеты, методологические, институциональные и структурно-функциональные особенности. В зависимости от видов управления здравоохранением в Российской Федерации выделим:
|
||||
Наглядно это можно представить следующим образом (Рисунок 1) [8]. |
||||
|
||||
Значимость системы регионального здравоохранения повышается в связи с осуществлением административных реформ, в соответствии с которыми значительная часть функций передается на уровень регионов. Региональная система здравоохранения, являясь составной частью национальной системы, имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния общественного здоровья населения региона, соотношения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на её функционирование. На практике региональное здравоохранение чаще всего рассматривается как совокупность органов и учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации. В действительности же все сложнее, поскольку при этом, учреждения и предприятия муниципальной и частной системы здравоохранения, как правило, в качестве полноправных элементов инфраструктуры здравоохранения в официальных документах Минздрава России практически не рассматриваются. Одним из аргументов, подтверждающих этот тезис, служит факт отсутствия в приоритетном национальном проекте «Здоровье» программ взаимодействия государства с муниципальным и частным сектором здравоохранения. Полномочия региональных органов управления здравоохранением включают:
|
||||
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за ходом реализации органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности [8]. Помимо органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Российской Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности. Муниципальное здравоохранение находится в тесном взаимодействии с региональной системой здравоохранения и во многом зависит от него, что связано, прежде всего, со сложившимся централизованным управлением, постоянно меняющимся законодательством, недостаточностью у органов местного самоуправления собственных ресурсов (управленческих, финансовых и др.). В настоящее время структура органов управления здравоохранением субъектов федерации и методы управления настолько разнообразны и так отличаются друг от друга, что можно лишь говорить об общих чертах их работы и только в разрезе полномочий, наделенных им Конституцией Российской Федерации и законодательством [3]. Одним из оптимальных вариантов совершенствования управления региональным здравоохранением в условиях разграничения полномочий в области здравоохранения представляется опыт создания и функционирования так называемых медицинских округов, что и сделано в Московской области. Целью создания медицинских округов является организация единой функционально-организационной структуры здравоохранения, усиление интеграционной направленности в развитии муниципального здравоохранения, улучшение использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, повышение качества и эффективности оказания специализированной медицинской помощи и более полного удовлетворения потребностей населения в различных ее видах [3]. Так, в Московской области деятельность медицинских округов осуществляется на основе соглашения между главами муниципальных образований Московской области о взаимодействии в предоставлении населению медицинской помощи в целях интеграции их действий по реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, медицинскую и лекарственную помощь [7]. Таким образом, медицинские округа являются мощным средством повышения управляемости отрасли на региональном уровне. Их организация целесообразна в регионах, имеющих в составе значительное количество муниципальных образований и развитую сеть лечебных учреждений [3]. Однако создание и функционирование медицинских округов не является решением всех проблем, связанным с управлением здравоохранением. Ведь эффективное управление системой здравоохранения требует реализации его в контексте общего управления системой региона и общей региональной социально-экономической политики, одной из составляющих которой является региональная здравоохранительная политика [2]. В современных условиях в целях стабильного и полноценного развития здравоохранения в Российской Федерации необходимо совершенствование организации здравоохранения и управления им, разработка административно-правовой регламентации этого процесса, повышение качества и эффективности работы органов и учреждений здравоохранения. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ерохина Т.В. «Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации». Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. 2. Калашников К.Н. Организационно-экономические факторы управления региональной системой здравоохранения / 3. К.Н. Калашников: Автореф. … дисс. экон. наук. Апатиты, 2011. 4. Коротков Ю.А., Чуднов В.П. Статья. «Организация управления здравоохранением в муниципальных образованиях» (продолжение). «ГлавВрач», 2010, №1. 5. Сибурина Т.А. Статья «Институциональное развитие регионального здравоохранения: понятие, принципы и подходы». «Менеджер здравоохранения», 2005, №6. 6. Цыцорина И.А. Основные направления совершенствования системы охраны здоровья населения в субъекте Российской Федерации / И.А. Цыцорина // Бюллетень СО РАМН. – 2010. – Т. 30. – №5. – С. 87-92. 7. Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2002. С. 7. 8. Закон Московской области от 11.11.2005 №240/2005-ОЗ «О здравоохранении в Московской области». [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/yb-normy/a7r.htm] 9. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 10. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html] |
||||
© Н.М. Лагутова, Изд-во "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|