Совершенствование системы контроля, мотивации и стимулирования муниципальных служащих

0 Комментарии
Печать

Н.М. Анохина,  (К.э.н., доцент, зав. каф. МиГМУ, филиал ДИНО университета «Дубна», г.Дмитров)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 7– ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

Материалы международной научно-практической конференции

"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"

г. Москва, 30 ноября 2012 года

Oплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

На рисунке 1. представлена сложившаяся структура заработной платы муниципальных служащих органов местного самоуправления.

alt

Рисунок 1. Структура начисленной заработной платы муниципальных служащих

органов местного самоуправления РФ по видам выплат за 2011 год

Для повышения эффективности труда необходима грамотная система мотивации и стимулирования муниципальных служащих. На сегодняшний день материальное вознаграждение является базовым, предопределяющим мотивом поведения служащего, что связано со многими социально-экономическими процессами, происходящими в России. Анализ действующих организационно-экономических механизмов стимулирования труда муниципальных служащих показывает, что они не всегда приводят к улучшению результатов деятельности этой категории работников. Хотя средняя заработная плата муниципального служащего в настоящее время (за 2011 год) составляет более 26 тыс. рублей в месяц, этого недостаточно для того, чтобы в полной мере говорить о достойной и действующей системе мотивации, позволяющей сохранить в системе муниципальной службы высококвалифицированных специалистов. 

 Специфика муниципальной службы обусловливает ряд дополнительных требований к муниципальному служащему. Кроме того не следует забывать о том, что исполняя свои служебные обязанности, муниципальный служащий не «работает на себя», а реализует государственные функции и решает вопросы местного значения и «проблемы» населения муниципального образования. При этом в отличие от других граждан муниципальный служащий ограничен не только в конституционных  правах, но и в  других личных правах и свободах. Запреты, налагаемые на муниципального служащего, прописаны в законодательстве.

Целесообразно разработать и применять для повышения производительности труда систему мер стимулирования муниципальных служащих, включающую в себя комплекс разнообразных стимулов:

МАТЕРИАЛЬНЫЕ:

1. Дифференцирование должностного оклада в зависимости от увеличения объема и сложности работ, роста квалификации, совмещения должностей и функций.

2. Премирование за улучшение результатов функционирования и развития курируемой сферы (отрасли) муниципального образования, за повышение качества принимаемых и реализуемых муниципальных решений, по итогам работы за год, за внедрение предложений по снижению трудоемкости работ и повышение производительности труда.

МОРАЛЬНЫЕ:

1. Стимулы социальной карьеры - Стремление быть признанным в обществе, регионе, коллективе; неуклонное повышение своих знаний; возможность  реализации своего творческого потенциала.

2. Дополнительные стимулы - Разовые выплаты за вклад в развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики; разные выплаты за особо сложные задания.

3. Социально-натуральные стимулы - Предоставление служащему жилья; выделение для работника автотранспортного средства; строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе дач, гаражей.

4. Социальные стимулы - Бесплатное питание на работе; бесплатное медицинское обслуживание; оплата транспортных расходов; льготы по оплате жилья работников; предоставление беспроцентных кредитов.

5. Психологические стимулы формируются на основе совершенствования руководства, когда на работе соблюдаются этические стандарты и принципы, включающие: социальную справедливость и гуманизм, соблюдение прав человека, воспитание чувства высокой ответственности; соблюдение правил делового этикета.

Гарантии, предоставляемые муниципальным служащим, предусмотрены законом и должны быть реализованы в полной мере.

Вопрос профессионального обеспечения кадрового контроля муниципальных служащих является одним из ключевых в системе муниципальной службы и кадровой политики. Организация не достигнет своих целей, если не будет реализовывать одну из важнейших функций менеджмента – контроль. Кадровый контроль – процедура, с помощью которой можно оценить, насколько система управления персоналом соответствует стратегии, целям и особенностям муниципальной службы. Необходимость обеспечения деятельности муниципальной службы соответствующим кадровым составом с минимальными затратами на проведение работы по подбору персонала и организации повышения квалификации обусловливает создание адекватной системы контроля за этим процессом. Кадровый контроль необходим, прежде всего, муниципальным службам, которые стремятся выявлять на самых ранних стадиях управленческие и производственные ошибки, влекущие финансовые потери и ущерб репутации учреждения.

Важным аспектом кадровой политики является аттестация муниципального служащего, замещающего муниципальную должность, которая проводится в целях совершенствования деятельности органов местного самоуправления, улучшения подбора и расстановки кадров, оценки профессиональных, деловых и личностных качеств муниципальных служащих и соответствия занимаемой муниципальной должности стимулирования роста квалификации и продвижения по службе, присвоения квалификационных разрядов.

Планирование и осуществление карьеры на муниципальной службе связано с применением принципов мотивации, профессионального развития муниципальных служащих, ротации, выдвижение служащих на вышестоящие должности на основе реальных достижений и профессиональных качеств.

Успешность должностного и профессионального прохождения муниципальной службы зависит от потенциала муниципального служащего, его организаторских способностей, образования, занимаемой должности и др. факторов.

Составляющие успешной карьеры – активная жизненная позиция, развитие профессионально-квалификационных навыков и профессионально-личностное развитие.

Процесс управления карьерой - двухсторонний. Его основу оставляют отношения субъекта и объекта управления. Объектом является карьера как повышение ценности человеческого капитала, в нашем случае государственного и муниципального служащего. Субъектом управления может выступать либо он сам, либо его руководитель. В ситуации, когда субъектом является сам служащий, следует говорить об управлении личной карьерой, если руководитель - то речь идет об управлении деловой карьерой. При этом важно учитывать индивидуальные особенности сотрудников.

Продвижение работника по службе зависит от того, насколько хорошо он выполняет круг своих обязанностей и наколько успешно работает как член команды.

Целесообразно выделять следующие стадии управленческого роста: молодого специалиста, начальные ступени карьеры, начало управленческой деятельности, идентификация потенциальных лидеров и высшие уровни управления.

При подборе кадров целесообразно учитывать деловые и личностные качества человека в комплексе их взаимного влияния. К деловым качествам относят – наличие организаторских способностей, ответственность, творческие способности, компетентность. Среди личных качеств выделяют три группы: моральные (честность, справедливость), физические (работоспособность, состояние зддоровья) и коммуникационные (доброжелательность, коммуникабельность).

Для достижения обозначенных требований существеным шагом становится внедрение этических кодексов государственных и муниципальных служащих, которые на сегодняшний день не получили по всеместного распространения. Но опыт тех муниципальных образований, которые разработали и используют в своей деятельности кодексы профессиональной этики муниципальных служащих, свидетельствует о положительной динамике кадровых процессов.

Население муниципальных образований ожидает соблюдения муниципальными служащими стандартов этического поведения и персональную ответственность за их соблюдение. Этика поведения муниципального служащего должна строиться на основе понимания, что муниципальная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к власти в целом.

Муниципальные образования располагают огромными кадровыми ресурсами и должны всячески способствовать формированию у муниципальных служащих первичных качеств профессионала, гражданина, руководителя. Обучаясь, самосовершенствуясь и включаясь в процессы управления муниципальным хозяйством, муниципальный служащий сможет наиболее эффективно для себя и для общества решать вопросы местного значения.


© Н.М. Анохина,  Изд-во "Научные технологии".