Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

A+ R A-

Тенденции и практика использования информационных технологий в логистике инновационной деятельности

E-mail Печать

А.Э. Заенчковский,  (Доцент, филиал НИУ МЭИ, Смоленск)

alt

Конференция 01
Секция - ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, БИЗНЕСЕ И ОБРАЗОВАНИИ

 

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, БИЗНЕСЕ И ОБРАЗОВАНИИ»:

Сборник статей V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

На сегодняшний день одним из эффективных инструментов обеспечения адаптивности процедур поддержки инновационной деятельности на региональном и межрегиональном, а в некоторых случаях – и общегосударственном, уровне является информатизация инновационной инфраструктуры[1,2]. Анализ литературных источников позволяет выделить три класса информационных технологий в инновационной деятельности: локальные программные и аппаратно-программные средства, интегрированные технологии обработки и передачи информации, персонифицированные информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время существует множество информационных продуктов, направленных на сопровождение отдельных работ, связанных с инновационной деятельностью. К их числу можно отнести: Project Expert, Microsoft Project, Open Plan Professional, Primavera, Business Engine, Spider Project и др. Данные программные средства обеспечивают планирование разного рода работ в рамках инновационного проекта, управление ресурсами при выполнении проекта и т.п. В общем случае использование локальных программных средств позволило несколько сократить затраты, связанные с его разработкой.

Интегрированные информационные технологии представлены, прежде всего, ERP-системами (Enterprise Resource Planning), которые позволяют обеспечивать оперативность внедрения новаций в производство. Информационные системы данного типа предоставляют возможность объединения конструкторских и технологических разработок с процессами планирования и производства новых инновационных изделий. При этом значительно сократились непроизводительные трудовые и временные затраты для длительных и категорийно сложных проектов, с широкой межведомственной и межобъектной кооперацией.

Сетевые технологии предоставили возможность осуществлять дистанционную интеграцию в направлении сближения научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций с промышленными предприятиями. Принято, что понятие «информационно-коммуникационные технологии» включает информационные технологии, к которым относятся аппаратные и программные средства; телекоммуникационное оборудование; телекоммуникационные услуги, к которым относятся услуги в телефонных сетях общего пользования, услуги в сети Internet, услуги мобильной телефонной связи и т.д. [3] Распространение информационных технологий в обществе, в том числе в экономической сфере, а также увеличение спроса на информационные услуги связано, прежде всего, с развивающейся потребностью в устойчивых удаленных связях, которые позволяют создавать новые формы производства и управления как реальными, так и виртуальными предприятиями.

В настоящее время наиболее популярными формами информационно-коммуникационных услуг являются B2B (Business-to-Business) – отражающие взаимодействие между юридическими лицами; B2C (Business-to-Customer) – показывающие взаимодействие между юридическими и физическими лицами; B2G (Business-to-Government) – обеспечивающие взаимодействие между юридическими лицами и государственными организациями; G2C (Government-to-Customer) - взаимодействие между государственными организациями и физическими лицами; G2G (Government-to-Government) - взаимодействие между государственными организациями.

Применительно к инновационной сфере в настоящее время имеет смысл вести речь в основном о B2B: такая форма, предполагающая взаимодействие между юридическими лицами, представлена как научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, так и промышленными предприятиями и обеспечивает, в основном, дистанционное выполнение договоров по разработки и реализации инновационных проектов, способствуя интеграции отличающихся по функциональной направленности структур (научно-исследовательские, опытные и опытно-конструкторские, внедренческие организации и подразделения). При этом решается задача либо ликвидации территориальной разобщенности научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских организаций, с одной стороны, и промышленных предприятий, с другой стороны, либо сокращение времени решения ряда организационных или экономических вопросов. В тоже время полноценный перенос этапов инновационного процесса в информационное пространство практически не рассматривается ввиду отсутствия как опыта внедрения подобных инфопроектов, так и неочевидности мультипликативного экономического эффекта.

Таким образом, на сегодняшний день интегрированные информационные технологии, применяемые на предприятиях, в некоторых случаях позволяют осуществлять поддержку инновационного процесса в рамках отдельного предприятия; при этом вопросы поддержки всех этапов инновационной деятельности на уровне региона и региональных промышленных комплексов, хотя и являются актуальными, но не имеют должного уровня поддержки и развития. Также практически мало изучены методические аспекты создания виртуальных элементов инновационной инфраструктуры региона и интеграции этих виртуальных элементов в единую инновационно-информационную сеть. К сожалению, практические вопросы информатизации инновационной деятельности сводятся к разработке и эксплуатации таких простейших разрозненных виртуальных элементов, как порталы и тематические базы данных, функциональное назначение которых состоит в основном в предоставлении ограниченной рекламной информации об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности. Это определяет необходимость значительной корректировки процедур поддержки инновационного взаимодействия как в отдельных научно-промышленных комплексах и холдингах, так им в рамках более общих альянсов «наука-производство».

С целью интеграции существующих информационных технологий в единую систему с целью получения синергетического эффекта становится целесообразным создание комплексной региональной информационной системы в инновационной сфере. Предлагаемая автором принципиальная модель региональной информационной системы для инновационной сферы представлена на рисунке 1.

alt

Рис. 1. Принципиальная модель интеграции информационных ресурсов в инновационной сфере

Для построения целостной региональной информационной системы для инновационной сферы, обеспечивающей продвижение получаемых в научно-технической сфере новых знаний к рынку по всему инновационному циклу, необходимо комплексное создание и совершенствование всех компонентов информационной модели.

При формировании инфраструктуры такой системы создаваемые информационные объекты научно-технической и инновационной деятельности будут общими для всех хозяйствующих в них субъектов, связанных со сферой науки и техники и будут содержать информацию таких разделов, как продвижение научно-технических разработок и наукоемкой продукции на местные и зарубежные рынки, включая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности. Для достижения поставленных целей необходимо будет выполнить ряд задач, среди которых создание информационных банков данных по основным составляющим инновационного процесса в регионе, проведение экспертных исследований инновационной и рыночной инфраструктур, организация комплексного взаимодействия со СМИ и выставочно-ярмарочными комплексами как на региональном, так и международном уровне, мониторинг инновационного развития.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Романов А.Н., Одинцова Б.Е. Информационные системы в экономике. М.: Вузовский учебник, 2008. - С.115-117.

2. Семёнова, Н.Н. Россия в международном проекте ОЭСР «Глобализация и открытые инновации» // Мат. Второго Международного форума «От науки к бизнесу». Санкт-Петербург: Изд-во «Роза мира», 2008. – С. 15-16.

3. Строева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // Инновационное развитие регионов. 2010. №4. – C. 78-79.


© Г.О. Крылов,  Изд-во "Научные технологии", 2012.
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства