Е.С. Грачева, (К.э.н., ст.преподаватель кафедры МЭиМ, Самарский институт, филиал РЭУ, Самара) |
Конференция 05
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимость изучения конкурентоспособности связана с объективной потребностью в повышении конкурентоспособности экономических субъектов на всех уровнях, начиная с конкурентоспособности отечественной продукции и заканчивая конкурентоспособностью экономики страны в целом. Конкурентоспособность предприятий-производителей легкосплавных бурильных труб (ЛБТ) определяется двумя параметрами: эффективностью финансово-хозяйственной деятельности и конкурентной позицией на рынке. В свою очередь, конкурентная позиция предприятий зависит от качества самих бурильных труб. К бурильным трубам традиционно предъявляются особые требования по целому ряду параметров, что, в свою очередь, вынуждает производителей, желающих занимать выгодные позиции на рынке, крайне ответственно подходить к процессу изготовления продукции.[1,2,3,4,5,6] Основные производители ЛБТ в России представлены следующими предприятиями: ООО «Бурильные трубы» - дочернее предприятие ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» с 2007 г., ЗАО «Алкоа СМЗ», ЗАО «Акватик», Кемеровский завод геологоразведочного оборудования (ОАО КзГРО), ОАО «Серовский механический завод», НПО «Самарские горизонты», ОАО «Завод бурового оборудования». Результаты сравнительного анализа конкурентных позиций предприятий-производителей ЛБТ представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, для ООО «Бурильные трубы», ЗАО «Акватик» и ОАО «Завод бурового оборудования» производство бурильных труб является главным направлением деятельности. От 30 до 50 % продукции этих производителей реализуется на зарубежных рынках сбыта. На российском рынке ЛБТ распределение рыночных долей производителей этого вида бурильных труб выглядит следующим образом: 66 % рынка занимает ООО «Бурильные трубы», по 13 % рынка приходится на ЗАО «Алкоа СМЗ» и ЗАО «Акватик», 5 % рынка принадлежит ОАО «Серовский механический завод», остальную часть рынка ЛБТ занимают ОАО «Завод бурового оборудования» и другие производители. Все рассмотренные предприятия имеют выход на внешние рынки сбыта, развитую систему сервиса и послепродажного обслуживания клиентов. Результат участия предприятий в конкурентной борьбе во многом связан с различной эффективностью внутрипроизводственной деятельности, различными технико-эксплуатационными характеристиками продукции. Конкурентная позиция определяется и местом производителей в вертикальной интеграции с другими предприятиями. [7,8,9,10,11,12. 13,14] В связи с неопределенностью экономической ситуации в ряде стран ЕС, напряженности на мировых сырьевых рынках, увеличением конкуренции между производителями бурового оборудования, растущим уровнем добычи нефтегазовых ресурсов в России существует большая вероятность изменения конкурентных позиций рассмотренных предприятий-производителей ЛБТ на российском рынке. Это может произойти вследствие переориентации части сбыта алюминиевых бурильных труб на внутренний рынок. В результате ООО «Бурильные трубы», ЗАО «Акватик» и ОАО «Завод бурового оборудования» могут увеличить свои доли на отечественном рынке легкосплавных бурильных труб. Таблица 1. Сравнительный анализ производственно-хозяйственной деятельности за 2012 г. производителей легкосплавных бурильных труб в России
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Жирнова Т.В Экономическая сущность материальных и организационных факторов производства в ресурсообеспеченности предприятия // Вестник ОГУ. – № 3, 2007 – С .82-86 2. Жирнова Т.В. Системный подход к исследованию мониторинга производственно-экономической деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 11, 2011 3. Чебыкина М.В. Методические подходы в оценке эффективности использования маркетинговых факторов конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия // Вестник ОГУ. – №12, 2004. – С.101-106 4. Чебыкина М.В. Формирование маркетинга партнерских отношений как базовая стратегия повышения стоимости предприятий // Вестник ОГУ. – №8, 2005. – С. 120-125 5. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Сбалансированность ресурсных факторов производства в формировании капитала предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С. 458-461 6. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Система критериев и принципов эффективного использования ресурсного потенциала предприятия с учетом его капитализации // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.3. С. 399-405 7. Шаталова Т.Н. Айвазян С.В. Теоретические аспекты управления ресурсным потенциалом региона // Вестник Самарского муниципального института управления. – №4, 2011. – С 40-48 8. Шаталова Т.Н. Диалектико-дуалистический подход к определению экономической категории «Конкурентоспособность промышленного предприятия» // Фундаментальные исследования. – №11, 2012. – Режим доступа: http://search.rae.ru/ 9. Шаталова Т.Н. Еникеева А.Г. Экономическая сущность производственного потенциала // Вестник ОГУ. – № 8, 2007. – С. 85-91 10. Шаталова Т.Н. Жирнова Т.В. Проблемы стоимостного измерения материальных факторов производства на предприятиях // Вестник ОГУ. № 10, 2006 – С.276-281 11. Шаталова Т.Н. Серова А.С. Природно-ресурсный потенциал в экономической системе региона // Вестник ОГУ. – № 8, 2008. – С. 118-122. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Е.С. Грачева, Издательство "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|