Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Изд-во «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» : / Conference - Международная конференция №5 - 2013 - / Оценка конкурентной позиции и перспектив роста конкурентоспособности Российских предприятий на рынке легкосплавных бурильных труб в России
A+ R A-

Оценка конкурентной позиции и перспектив роста конкурентоспособности Российских предприятий на рынке легкосплавных бурильных труб в России

E-mail Печать

Е.С. Грачева, (К.э.н., ст.преподаватель кафедры МЭиМ, Самарский институт, филиал РЭУ, Самара)

alt

Конференция 05

Материалы международной научно-практической конференции

" ИННОВАЦИОННЫЕ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

г. Москва, 21 мая 2013 года

Необходимость изучения конкурентоспособности связана с объективной потребностью в повышении конкурентоспособности экономических субъектов на всех уровнях, начиная с конкурентоспособности отечественной продукции и заканчивая конкурентоспособностью экономики страны в целом. Конкурентоспособность предприятий-производителей легкосплавных бурильных труб (ЛБТ) определяется двумя параметрами: эффективностью финансово-хозяйственной деятельности и конкурентной позицией на рынке. В свою очередь, конкурентная позиция предприятий зависит от качества самих бурильных труб. К бурильным трубам традиционно предъявляются особые требования по целому ряду параметров, что, в свою очередь, вынуждает производителей, желающих занимать выгодные позиции на рынке, крайне ответственно подходить к процессу изготовления продукции.[1,2,3,4,5,6]

Основные производители ЛБТ в России представлены следующими предприятиями: ООО «Бурильные трубы» - дочернее предприятие ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» с 2007 г., ЗАО «Алкоа СМЗ», ЗАО «Акватик», Кемеровский завод геологоразведочного оборудования (ОАО КзГРО), ОАО «Серовский механический завод», НПО «Самарские горизонты», ОАО «Завод бурового оборудования».

Результаты сравнительного анализа конкурентных позиций предприятий-производителей  ЛБТ представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, для ООО «Бурильные трубы», ЗАО «Акватик» и ОАО «Завод бурового оборудования» производство бурильных труб является главным направлением деятельности. От 30 до 50 % продукции этих производителей реализуется на зарубежных рынках сбыта. На российском рынке ЛБТ распределение рыночных долей производителей этого вида бурильных труб выглядит следующим образом: 66 % рынка занимает ООО «Бурильные трубы», по 13 % рынка приходится на ЗАО «Алкоа СМЗ» и ЗАО «Акватик», 5 % рынка принадлежит ОАО «Серовский механический завод», остальную часть рынка ЛБТ занимают ОАО «Завод бурового оборудования» и другие производители.

Все рассмотренные предприятия имеют выход на внешние рынки сбыта, развитую систему сервиса и послепродажного обслуживания клиентов. Результат участия предприятий в конкурентной борьбе во многом связан с различной эффективностью внутрипроизводственной деятельности, различными технико-эксплуатационными характеристиками продукции. Конкурентная позиция определяется и местом производителей в вертикальной интеграции с другими предприятиями. [7,8,9,10,11,12. 13,14]

       В связи с неопределенностью экономической ситуации в ряде стран ЕС, напряженности на мировых сырьевых рынках, увеличением конкуренции между производителями бурового оборудования, растущим уровнем добычи нефтегазовых ресурсов в России существует большая вероятность изменения конкурентных позиций рассмотренных предприятий-производителей ЛБТ на российском рынке. Это может произойти вследствие переориентации части сбыта алюминиевых бурильных труб на внутренний рынок. В результате ООО «Бурильные трубы», ЗАО «Акватик» и ОАО «Завод бурового оборудования» могут увеличить свои доли на отечественном рынке легкосплавных бурильных труб.

Таблица 1.  Сравнительный анализ производственно-хозяйственной деятельности за 2012 г. производителей легкосплавных бурильных труб в России

 

Показатели
характеристика деятельности

ООО «Бурильные трубы»

ЗАО «Алкоа СМЗ»

ЗАО «Акватик»

ОАО «Серовский механический завод»

ОАО «Завод бурового оборудования»

1

2

3

4

5

6

Основной вид деятельности

Производство алюминиевых труб и комплектующих

Производство алюминиевых сплавов и полуфабрикатов

Производство ЛБТ

Производство оборудования для нефтяной и горнорудной отраслей

Производство геологоразведоч-
ного и бурового оборудования

Объем выпуска ЛБТ, т.

11.730

1.615

1.600

1.500

150

Доля российского рынка, %

65,73

13

12,9

5,19

1,04

Ключевые факторы успеха

Дочернее предприятие ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», высокий уровень эффективности ФХД

Входит в состав американской ТНК Алкоа

Входит в состав американской компании Weatherford, имеет ряд инновационных преимуществ по сравнению с конкурентами

Входит в состав ГК «Ростехнологии», получает государственную поддержку

Выгодные коммерческие условия реализации продукции, высокий уровень финансовой устойчивости

Выход на внешний рынок

+

+

+

+

+

Объем выручки, тыс. р.

499.520

16.825.484

н.д.

619.424

205.332

Наличие сервиса и послепродажного обслуживания

+

+

+

+

+


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жирнова Т.В Экономическая сущность материальных и организационных факторов производства в ресурсообеспеченности предприятия // Вестник ОГУ. – № 3, 2007 – С .82-86

2. Жирнова Т.В. Системный подход к исследованию мониторинга производственно-экономической деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 11, 2011

3. Чебыкина М.В. Методические подходы в оценке эффективности использования маркетинговых факторов конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия // Вестник ОГУ. – №12, 2004. – С.101-106

4. Чебыкина М.В. Формирование маркетинга партнерских отношений как базовая стратегия повышения стоимости предприятий // Вестник ОГУ. – №8, 2005. – С. 120-125

5. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Сбалансированность ресурсных факторов производства в формировании капитала предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С. 458-461

6. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Система критериев и принципов эффективного использования ресурсного потенциала предприятия с учетом его капитализации // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.3. С. 399-405

7. Шаталова Т.Н. Айвазян С.В. Теоретические аспекты управления ресурсным потенциалом региона // Вестник Самарского муниципального института управления. – №4, 2011. – С 40-48

8. Шаталова Т.Н. Диалектико-дуалистический подход к определению экономической категории «Конкурентоспособность промышленного предприятия» // Фундаментальные исследования. – №11, 2012. – Режим доступа: http://search.rae.ru/

9. Шаталова Т.Н. Еникеева А.Г. Экономическая сущность производственного потенциала // Вестник ОГУ. – № 8, 2007. – С. 85-91

10. Шаталова Т.Н. Жирнова Т.В. Проблемы стоимостного измерения материальных факторов производства на предприятиях // Вестник ОГУ. № 10, 2006 – С.276-281      

11. Шаталова Т.Н. Серова А.С. Природно-ресурсный потенциал в экономической системе региона // Вестник ОГУ. – № 8, 2008. – С. 118-122.


© Е.С. Грачева,  Издательство "Научные технологии".

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства