Е.В. Степанов, (Магистрант 2 курса, Самарский институт, филиал РГТЭУ) |
Конференция 05
|
||||
В современных условиях перманентно цикличных трансформаций разного рода одним из направлений научно-технологической политики должно стать создание инновационного лифта на макроэкономическом уровне. Проблема создания эффективного механизма трансформации знаний в инновации, часть из которых включается в рыночный оборот, получает адекватную стоимостную оценку и приносит доход, для российской экономики достаточно остра [3,4]. Региональные модели инновационного лифта созданы в Волгоградской, Ростовской, Самарской, Томской областях, Якутии, а также в рамках отдельных структур, таких как клуб Уральского Федерального Университета «Инновационный лифт», Московский центр трансфера технологий. Внимательное изучение научных публикаций и практических мер по созданию инновационного лифта на различных уровнях хозяйствования позволяет обобщить имеющиеся подходы к пониманию природы данного механизма и сформулировать собственные заключения. Мода на «инновационные лифты» в российской экономике сформировалась в начале первого десятилетия ХХI века. Например, Московский центр трансфера технологий, осуществляющий поддержку инновационной деятельности по принципу «инновационного лифта» создан в 2006 г. В региональном разрезе наиболее солидную модель «инновационного лифта» имеет Самарская область. Следует отметить, что инициативу создания инновационного лифта на макроуровне персонифицировал инновационный центр «Сколково» [1]. Инновационный лифт рассматривается руководством центра как практическая реализация механизма взаимодействия между профильными Российскими институтами развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных компаний \ проектов на всех стадиях инновационного цикла. Инновационный лифт обеспечивает поддержку инновационного проекта на всех стадиях работы - от посевной стадии (источник финансирования для предприятий, пребывающих на стадиях «стартап» или раннего роста, когда производимый продукт или услуга находятся в фазе концепции или развития), стартапов и до коммерциализации сформировавшегося продукта, без дублирования усилий институтов развития. На нижнем этаже (старте) данного лифта поддержку инноваторам оказывает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. За первые 10 лет своего существования, когда государственных денег было немного, фонд выращивал чемпионов, с 2004 г. стал выдавать на конкурсной основе гранты начинающим компаниям по программе «СТАРТ», в которую вовлекли практически все российские регионы. Через программу «УМНИК», начиная с 2007 года, прошло более 75 тысяч молодых учёных. Было создано свыше 300 компаний; некоторые из них в дальнейшем перешли к другим институтам развития – на более высокие этажи. В России существует дисбаланс между предпосевным, посевным и венчурным капиталом. В США на каждый венчурный доллар существует посевной доллар. В Финляндии объём посева и предпосева в 2008 году составил 14 миллиардов рублей (в переводе на нашу валюту). Фонд содействия тратит на эти цели лишь половину своего ежегодного бюджета в 4 миллиарда рублей. Если не «засевать» нижние этажи, вдоль которых идёт «инновационный лифт», то и на более высоких его этажах потом будет ощущаться дефицит перспективных проектов. В настоящее время, по мнению главы РВК, количество инновационных проектов существенно увеличилось, а реально прорывных, которые могли бы стать лидерами на глобальном уровне – недостаточно. Даже в самом быстрорастущем сегменте, интернет-коммерции, подавляющее большинство проектов – копикаты, то есть заимствованные из опыта зарубежных лидеров. Есть перекос в инвестициях, например, в IT-сектор идёт половина всех инвестиций, в биотехнологии, где больший потенциал инновационности, – около четверти, на все остальные секторы приходится 25%. Однако создание инновационного лифта на макроуровне только на базе существующих институтов развития, являющихся в большинстве своем госкорпорациями, представляется достаточно узким подходом. Инновационная деятельность как таковая и её организационная сопровождение не может и не должно ограничиваться участием только государственных структур, во всех этих процессах обязательно должен участвовать и частный бизнес. Привлечение частных инвестиций для финансирования инновационных проектов – достаточно сложная задача применительно к российским условиям. Как показывает практика, частный бизнес предпочитает краткосрочное инвестирование в сферы с высокой скоростью оборота и относительно низкими рисками, например, в торговлю и т.п. Переориентация его на инновационные проекты, сопровождаемые высокими рисками, длительным периодом окупаемости может идти по линии создания для этого эффективных стимулов. Ими, по нашему мнению, могут стать: льготное предоставление коммерческим банкам со стороны институтов развития, и прежде всего Внешэкономбанка, финансовых ресурсов, предназначенных для инвестирования в инновационную деятельность (ставка рефинансирования может быть плавающей и изменяться в определенном интервале в зависимости от инновационной активности банка); привлечение частных инвесторов к совместному с институтами развития сопровождению инновационных проектов по принципу «инновационного лифта»; предоставление частному бизнесу в лице коммерческих банков, небанковских финансовых институтов, осуществляющих сопровождение инновационной деятельности, соответствующие льготы в виде разумных налоговых льгот, преференций и гарантий. Кроме того, никто не отменял дирижисткие меры со стороны государства, такие как вмененное частному бизнесу (обязательное) финансирование инновационных проектов при условии наличия необходимых для этого ресурсов. Мировой опыт свидетельствует о том, что это реальные меры. Так, в Японии предприятиям за использование оборудования и техники, имеющей срок службы свыше 5 лет, вводятся конкретные штрафы. Это вынуждает их постоянно обновлять основной капитал и соответственно проявлять интерес к инновационной деятельности в данной сфере – разработке и создании новой техники и оборудования и участвовать в связанных с этим различных инновационных проектах. Считаем, что при такой постановке участие частного бизнеса в инновационных проектах не должно ограничиваться пассивной ролью только потребителя, пусть и постоянного, стабильного, гарантированного, но все же потребителя результатов инновационной деятельности в виде созданного нового оборудования и техники. Частный бизнес должен играть и активную роль как субъект, предъявляющий стойкий спрос на инновационные блага, относящиеся к конкретной сфере деятельности каждой бизнес-структуры, а отсюда надо формировать постоянный и стойкий спрос на участие частных инвесторов в финансировании инновационных проектов. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Калаев 3.М. Для работы инновационного лифта России не хватает инвестиций в «посеве» // Национальная деловая сеть. Режим доступа: http://i-business.ru/blogs/21270 2. Сабирова Г. Наша страна не находится в технологическом застое // Газета.ru . Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ skolkovo/2012/10/ 12_a_4809609. shtml 3. Степанова Т.Е. Опираясь на разум. Экономика XXI века – экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. 2008. № 5. С. 18-22. 4. Степанова Т.Е. Опираясь на разум. Экономика XXI века – экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. 2008. № 4. С. 43-47. |
||||
© Е.В. Степанов, Издательство "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|