Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Индекс инновационного развития муниципального образования

E-mail Печать

Н.А. Каменских, (К.э.н., доцент, Московский государственный областной гуманитарный институт)

alt

Конференция 04
" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Тенденции создания конкурентоспособной национальной экономики в инновационном формате переориентируют конфигуратор механизма социально-экономического развития территориальных социумов в направлении внедрения инновационных организационно-управленческих инструментов. Подчеркнем, что большинство задач, обозначенных в стратегических документах, проецируются на функции местного самоуправления (МСУ) [1]. Однако существует ряд нерешенных проблем, характерных для большинства муниципальных образований (МО) России, которые сдерживают процесс инновационного развития МО:

1. Отсутствие  собственной надежной доходной базы, зависимость от вышестоящих бюджетов (что подтверждают тренды: в структуре собственных доходов местных  бюджетов налоговые доходы имеет тенденцию к снижению с 52,42% в 2004 г. до 39,1% на 1 января 2012 г.; доля безвозмездных поступлений из бюджетов вышестоящего уровня постоянно растет  с 39,50 % в 2004 г.  до 58,21 % в  2009 г., до 60,7 % на 1 января 2012 г. [2])  является препятствием для исполнения  местной властью своих функций, культивирует инертный тип поведения субъектов управления МО.

2. Непроработанность и неэффективность механизмов контроля за деятельностью ОМСУ, как со  стороны населения, так и стороны государства; низкий уровень информационного обеспечения, что выражается в использовании неэффективных инструментов  информирования населения о намерениях и решениях администрации МО и отсутствии свободного доступа к информации о проектах, муниципальных целевых программах, статистических данных МО. Прямым следствием обозначенной ситуации является рост коррупции.

3. Низкая степень реализации стратегического партнерства  субъектов МСУ.

На основе проведенных исследований была разработана система ключевых компетенций успеха МО, выражающая субъектный подход через формирование инновационно-активного местного сообщества. Автором предлагается схема и методика [3, С.88-90.] оценки системы ключевых компетенций (рис. 1). Результирующим  показателем инновационного развития территории будет являться  «Индекс инновационного развития МО», отражающий обобщенную характеристику:

  • эффективности взаимодействия стейкхолдеров на местном уровне;
  • информационной прозрачности и открытости деятельности ОМСУ («Стеклянный муниципалитет»);
  • качества жизни и жизненной силы населения.

 

alt

Рис. 1. Модель формирования индекса инновационного развития МО

Например, оценка  эффективности стратегического партнерства проводится при помощи разработанной автором методики: собственные интересы стейкхолдеров оцениваются  на базе показателей объективной статистики (включая данные по инвестициям в основной капитал, среднемесячной номинальной начисленной заработной плате, площади зарегистрированной на территории МО инфраструктуры поддержки бизнеса,  сумме выделенных средств на информатизацию, динамике интеллектуального потенциала и др.). Экспертная оценка результативности действий и процессов проводится на основе субъективного подхода.

Цель модельной оценки состоит в получении принципиально нового информационного банка для диагностики проблемных ситуаций в МО; разработки или корректировки инновационных стратегических ориентиров развития с учетом выявленных угроз и возможностей. Индекс позволяет  сгруппировать МО и выявить наиболее перспективные территории для реализации стратегического партнерства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011г. № 2227-р. « О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»// «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, № 1, ст. 216; Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// «Собрание законодательства РФ».2008. № 47.

2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской  Федерации по состоянию на 1 января 2012 года. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/otchet_po_monitoringu_mestnykh_budzhetov_za_2011_god.pdf (дата обращения: 18.04.2013)

3. Каменских Н.А. Методические подходы к оценке ключевых компетенций муниципальной территории// I Международная научно-практическая конференция «Экономическая система XXI века: проблемы и перспективы развития», 20 декабря 2012 г. Приволжский научно-исследовательский центр. – Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2013. -126 с.


© Н.А. Каменских,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства