Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Государственное управление человеческим капиталом в XXI веке

E-mail Печать

С.Ю. Гурова,  (Чебоксарский кооперативный институт, филиал  Российского университета кооперации, г. Чебоксары)

Е.Н. Регуш,  (Чебоксарский кооперативный институт, филиал  Российского университета кооперации, г. Чебоксары)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

В узком смысле – человеческий капитал –  это запас знаний, умений, навыков, мотиваций данного человека, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни для получения дохода, прибыли, зарплаты, безбедной и счастливой жизни для себя лично, для своей семьи и общества в целом.

В широком смысле  – это напряженный продуктивный фактор экономического развития общества, содержащий организованную часть трудовых ресурсов, накопленные знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности человека, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала.

При этом, первостепенное значение предается государственному управлению экономикой, в частности инвестированию в человеческий капитал через инструменты и механизмы налоговой политики.

Цель, поставленная авторами  в данном исследовании – рассмотреть существующие методы и инструменты налоговой политики, воздействующие на развитие, сохранение и воспроизводство человеческого капитала.

 Прежде всего, речь пойдет о государственной поддержке инвестиций в человеческий капитал и методах ее реализации в рамках проводимой налоговой реформы.

Инвестиции в человеческий капитал – это вложение в развитие образование, здоровье, географическую мобильность, условия проживания и труда человека, его духовное и нравственное развитие.

Основным инвестором человеческого капитала выступает государство, которое имеет широкие возможности для прямого и косвенного влияния на производство и воспроизводство человеческого капитала.

В этом смысле  политика государства, проводимая в области налогообложения,  оказывает прямое влияние на развитие и сохранение человеческого капитала.

Действенными инструментами налоговой политики является налоговая ставка, налоговые вычеты и льготы, предоставляемые определенным категориям граждан и предприятий. Например, полное или частичное  освобождение от уплаты налогов на потребление и прибыль  предприятий и граждан, занимающихся образовательной или благотворительной деятельностью, медицинским страхованием, софинансированием пенсионных накоплений, строительством социально значимых объектов, малоимущих граждан, многодетных семей и т.д.

Хотя налоговые инструменты стимулирования инвестиций носят косвенный характер, они  являются важным фактором при принятии инвестиционных решений.

Как показывает мировой опыт, повышение налогов на потребление (НДС, акцизы) при одновременном снижении налоговой нагрузки на труд и капитал позволяет повысить конкурентоспособность экономики. Среди налогов на потребление, ставки которых целесообразно увеличивать и далее, следует назвать акцизы на табак и алкоголь. В рамках реализации проекта по стабилизации налоговой системы РФ уже  произошло увеличение акцизов на табак и алкоголь на 25-30%. Уже к 2015 году, согласно планам Минфина, пачка сигарет будет стоить не менее 200 рублей. [10]

Что касается инвестиций в развитие человеческого капитала и повышение качества жизни россиян, то наглядным результатом принятых мер могут служить изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ с 1 января 2012 г. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Так, в соответствии со ст. 218  увеличен размер налогового вычета:

  • на одного и двух детей с 1000 руб. до 1400 руб.;
  • на третьего и каждого последующего ребенка с 1000 руб. до 3000 руб.
  • суммы вычетов на ребенка-инва­лида с 2000 руб. до 3000 руб. [8].

 

Помимо этого:

  • в двойном размере предоставляется налоговый вычет единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю;
  • предоставляется налоговый вычет по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам;
  • дана возможность применения социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей (включая опекунов, попечителей), и после достижения ими 18 лет (включая детей до 24 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме и не имеющих собственных источников доходов).

 

В соответствии со ст. 219 дано право:

  • на применение социального вычета в отношении расходов на дошкольное образование детей. Вместе с тем, право налогоплательщика на применение налогового вычета в отношении расходов на дошкольное образование не исключается;
  • освобождение от налогообложения доходов от некоммерческих организаций, получаемых детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума;
  • освобождение от налогообложения сумм, уплаченных благотворительными некоммерческими организациями на образовательные цели, в том числе по дошкольному образованию, определенным категориям граждан. А также отменено условие, при котором социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется исключительно при перечислении физическими лицами части своего дохода на осуществление уставной деятельности организаций, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов.[1]

 

С 1 января 2013 г. в Налоговый кодекс внесены следующие изменения по налогу на доходы физических лиц.

1. В соответствии с п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217  не облагаются НДФЛ субсидии и гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.

2. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219  социальный вычет по расходам на лечение можно получить и в том случае, если лечение осуществляет предприниматель. Указанный вычет предоставляется также по расходам на лечение усыновленных детей и подопечных в возрасте до 18 лет. [7]

3. В соответствии с п. 2 ст. 219  до окончания налогового периода работник может получить социальный вычет по дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии при условии документального подтверждения расходов, а также при условии, что работодатель удерживал взносы из сумм, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислял их в соответствующие фонды.[7]

4. В соответствии с п. 10 ст. 217 не облагается оплата организацией (предпринимателем) лечения и медицинского обслуживания усыновленных детей работников и их подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников, которые уволились в связи с выходом на пенсию по старости или по инвалидности.[7]

Предусмотренные Налоговым законодательством меры, несомненно, будут способствовать совершенствованию налогообложения доходов физических лиц. Вместе с тем, стандартные налоговые вычеты  не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а также не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков. А, соответственно, не в полной мере влияют на развитие и воспроизводство человеческого капитала.[2]

Для совершенствования налогообложения физических лиц предлагается ввести специальный налог на доходы (СНД). Такой налог может стать основным налогом с доходов физических лиц, в то время как существующий  НДФЛ взимать по корректируемой ставке (например, с понижающим коэффициентом для каждого региона отдельно, но не выше законодательно установленного). Введение специального налога на доходы физических лиц позволит дифференцировать налоговую нагрузку в зависимости от географического расположения региона, его удаленности от центра, климатических условий, тяжести производимой работы, ее значимости для общества, возможности полноценного отдыха для семьи, и т.д.

Разумеется, переход к предложенному налогообложению требует решения ряда административных, методических и технических проблем. Однако с точки зрения интересов долгосрочного инвестирования в человеческий капитал, его развитие и воспроизводство,  такое усложнение администрирования налогообложения представляется оправданным.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Омега–Л, 2011.

2. Аронов А.В. Исходные теоретические основы налоговой политики социального государства // Экономика и управление. 2009. №3/6 (44).

3. 3. Дайан Л. Эко-налогообложение капитала, загрязняющего окружающую среду, и снижение налогов на труд: модель фискальной стратегии, направленной на устойчивое экономическое развитие / Л. Дайан, Б. Дюпон // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 1/2(64). – С. 50-78.

4. 4. Корчагин Ю. А. Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира. — Воронеж: ЦИРЭ. Вестник 38, 2011г.

5. 5. www.consultant.ru

6. 6. http://ru.wikipedia.org/wiki

7. 7. http://www.hse.ru/data/2012/10/10/1247084655/WP3_2012_06_f.pdf /

8. 8. http://www.km.ru/biznes-i-finansy/ekonomika-rossii/nalogovaya-politika/15784


© С.Ю. Гурова, Е.Н. Регуш,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства