Е.Я. Щербакова, (Магистрант Самарского государственного университета путей сообщения) |
Конференция 03
|
||||||
Изучение морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных сил Советского государства имеет научную и практическую значимость в настоящее время. В частности потому, что изменения военно-политической ситуации в мире, тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе информационного и психологического характера, возвращают нас к тем временам, когда морально-психологические факторы являются определяющими не только в военное, но и в мирное время. Практика доказала, что, руководствуясь высшими интересами России, мы обязаны иметь в Вооруженных силах эффективные органы морально-психологического обеспечения. Обстановка требует создать для этих органов мощный кадровый, интеллектуальный, технический, научно-аналитический потенциал, поднять престиж, авторитет и значимость их деятельности. В этой области наше отставание от зарубежных армий недопустимо, а, к сожалению, данные тенденции в настоящее время отслеживаются. Следовательно, изучение исторического опыта в данной сфере приобретает особую актуальность. Даже при том условии, что качественные отличия современной Российской армии от Советской армии не вызывают сомнений. Анализ корпуса монографий и диссертационных работ по отечественной историографии начала XXI века, показал, что изучение проблемы, указанной в заглавии данного историографического обзора, пока что не отличается высокими количественными характеристиками. Так, из диссертационных исследований по истории исторической науки, защищенных на территории РФ в изучаемый период, менее десятка посвящены различным аспектам воспитательной работы в Вооруженных силах СССР (по данным каталога РГБ и контекстного поиска на 21.12.2012), а более чем в ста работах накопленный исторический опыт по изучению морально-психологических аспектов воспитательной работы военнослужащих рассматривается опосредованно [8]. Одной из первых крупных научных работ начала XXI века, охватывающих весь период функционирования ВС СССР, является коллективная монографию по проблемам правового воспитания личного состава силовых структур Российского государства в 1918 – 2000 гг., содержащая комплексный историографический анализ предмета исследования, в контексте которого затронута тема морально-психологического воспитания военнослужащих [23]. Характерно, что один из авторов этого двухтомника, В.Я. Ефремов, в дальнейшем опубликовал еще три монографии, в которых изучение аспектов морально-психологического воспитания личного состава рассматриваются в контексте проблем деятельности властных структур по укреплению морального духа Вооруженных сил Советского государства[11,12.13]. Особенно следует подчеркнуть то, что все монографии, указанные выше, выполнены с позиций новых методологических подходов к изучению проблемно-тематической историографии и отражают авторское видение исторической ситуации. Видимо не случайно, например, монографии В.Я. Ефремова получили положительные рецензии в научных изданиях [24,18]. В тоже время, в первом десятилетии нового века появились исследования, непосредственно рассматривающие проблему политического и морально-психологического воспитания личного состава ВС СССР, что подчеркивает появление научного интереса к столь актуальной в наши дни проблеме — это показано в монографии О.Н. Посвятенко. В монографии О.Н. Посвятенко «Политическое воспитание военнослужащих Красной армии (1918-1923 гг.): исторический опыт, уроки» [22] проведен системный комплексный анализ деятельности органов государственной власти и военного управления Советского государства по политическому воспитанию военнослужащих в 1918 – 1923 гг. - в годы Гражданской войны и в период реорганизации РККА — ее перевода на мирное положение. Это историческое исследование. Но в нем имеется специальный раздел, посвященный истории изучения рассматриваемой проблемы. Проблемы морально-психологических аспектов воспитания личного состава, рассматриваемые как составной элемент системы воспитания личного состава или ее отдельных компонентов (воинского, нравственного, правового, патриотического, интернационального, культурно-просветительного и др.) на различных этапах развития вооруженных сил Союза ССР (Гражданская война, межвоенный период, Великая отечественная война и т.д.) отражены в монографиях В.И. Голдина, Л.Н. Антипина, Г.М. Ипполитова, С.А. Пилипенко, В.В. Рыбникова, А.В. Горожанина, Е.Б. Калашниковой, О.А. Бровко, А.О. Вербового, О.Н. Поповой и др. [9, 2,3,15, 25, 10, 16,17, 4,5,6, 21] Отдельные из них получили положительную оценку в ведущих рецензируемых журналах[7]. Все работы основаны на изучении широкого круга исторических и историографических источников, написаны на основе современных методологических подходов и имеют иных множество научных достоинств, но объединяет их одно – проблема изучения исторического опыта морально-психологического воспитания военнослужащих Вооруженных сил Советского государства в них рассмотрена локализовано, в рамках собственных исследовательских задач. Характерно и то, что многие из монографий, упомянутых выше, базируются на основе одноименных диссертационных исследований, защищенных в начале XXI века, что, несомненно, является положительным явлением, позволяющим ознакомить общественность с научными результатами, полученными диссертантами [16]. Ясно, что историческая наука априори не свободна от политической конъюнктуры. Но исследования, включенные в настоящий историографический обзор, в сравнении с аналогичными работами ХХ века, можно считать относительно абстрагированными от политической и идеологической обстановки в стране. Из докторских диссертационных исследований, рассматривающих проблемы воспитательной работы Вооруженных силах Советского государства на длительных исторических отрезках, необходимо отметить работы М.В. Хачатуряна, В.Я. Ефремова и Азаровой А.В.. Первый автор [26], через призму историографического осмысления проблем правового воспитания военнослужащих Советской России и СССР, затрагивает и морально-нравственные аспекты воспитания личного состава Красной Армии . Историк пытается раскрыть здесь глубокую сопряженность диалектически взаимосвязанных процессов. Однако цель исследования лишь частично коррелирует с проблемой, которой посвящен данный историографический обзор. Поэтому неудивительно, что историография морально-психологических аспектов воспитания военнослужащих в диссертации носит фрагментарный характер. Гораздо ближе к проблеме изучения морально-психологических аспектов воспитания военнослужащих подошел второй автор. В.Я. Ефремов анализирует историю изучения проблемы морального духа Вооруженных сил Советского государства в 1918 – 1991 гг. И он в отличие от М.В. Хачатуряна раскрывает концептуальное видение темы морального духа партийно-государственным руководством Советской России и СССР. Именно здесь он затрагивает и значимость воспитания военнослужащих в контексте укрепления их морального духа [12]. Докторская диссертация А.В.Азаровой [1] посвящена проблемам изучения исторического опыта патриотического воспитания военнослужащих в СССР. Необходимо отметить, что проблемы морально-психологических аспектов воспитания рассмотрены в данной работе фрагментарно, что обусловлено выбранным автором предметом и объектом исследования. В то же время, нельзя не заметить такого обстоятельства: подавляющая часть работ, посвященных многоаспектным проблемам историографии рассматриваемой проблемы написаны на материалах Красной (Советской армии). Однако практически не рассматривается история вопроса на материалах Военно-морского флота. Таким образом, историографический обзор по рассматриваемой теме дает основания для следующего заключения: несмотря на зарождение в начале XXI века тенденции повышенного научного интереса к проблемам партийно-политической работы в Вооруженных силах Советского государства (практически свернутой в период трансформационных процессов в исторической науке в 90-х гг. ХХ века), проблема морально-психологических аспектов воспитания военнослужащих в 1937-1941 гг. — то научно-исследовательское поле, работа на котором только начинается, как в форме исторических, так и историографических исследований. |
||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Азарова А.В. Патриотическое воспитание советских военнослужащих в 1918 - 1991 гг. историографическое исследование : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.09 / Азарова Анастасия Витальевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2011. - 40 с. 2. Антипин Л.Н. Воспитание воинов Красной Армии в межвоенный период. (1921-1941 гг.): опыт, традиции, уроки. М., 2000 3. Антипин Л.Н. Деятельность государственных органов и общественных организаций по воспитанию личного состава Красной Армии в межвоенный период (1921 - июнь 1941 гг.): опыт, тенденции, уроки: дис…докт.ист. наук. М., 2001 4. Бровко О. А. Патриотическое и интернациональное воспитание бойцов и командиров Красной армии в Гражданской войне на Юге России (февраль 1918 – ноябрь 1920): исторический опыт, уроки: Дисс. ... канд. ист. наук. – Самара, 2005 5. Бровко О.А. Патриотическое и интернациональное воспитание в годы Гражданской войны: уроки истории. М.:Ин-т экономики и антикризисного упр. 2008. 6. Вербовой А.О. Истоки победы моряков Днепровской и Дунайской военных флотилий на завершающем этапе Великой Отечественной войны: СПб., 2008. 7. Воронов В.Н., Махров А.М. «Красные орлы» против «рыцарей белой мечты»: удачный компаративный анализ сложного духовного образования. Заметки на полях монографии Г.М. Ипполитова [Ипполитов Г.М. «Красные орлы» против «рыцарей белой мечты»: духовная сеча. Моральный дух комбатантов в российской Гражданской войне (ноябрь 1917 – 1920 гг.): опыт компаративного анализа. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2005. 418с.] // Известия Самарского научного центра Рос. акад. наук. Самара, 2008. Т. 10.№4. окт-дек. С. 1290-1294. 8. Галдобина С.В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР в 1946-1991 гг. историограф. исслед: дис. ... д-ра ист. наук: СПб., 2008. 9. Голдин В. И. Россия в гражданской войне: очерки нов. историогр. (вторая половина 80-х – 90-е гг.). Архангельск, 2000. 10. Горожанин А.В., Леонов А.И. Правовое воспитание военнослужащих Красной армии в годы гражданской войны на Юге России (ноябрь 1917 - ноябрь 1920 г.): исторический опыт, уроки. Самара. 2003 11. Ефремов В. Я. Деятельность властных структур по укреплению морального духа армии (1918 – 1920 гг.): отеч. историогр. проблемы: моногр. / В. Я. Ефремов. - Самара, 2005. 12. Ефремов В. Я.. Деятельность властных структур по укреплению морального духа Вооруженных сил Советского государства (1918 – 1991 гг.): историогр. исслед. - Самара, 2007. 13. Ефремов В. Я.. Моральный дух Красной армии и проблемы его укрепления в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – май 1945 гг.): сов. и постсов. историогр. XX века: моногр. - СПб., 2006. 14. Ипполитов Г.М. «Красные орлы» против «рыцарей белой мечты»: духовная сеча. Моральный дух комбатантов в российской Гражданской войне (ноябрь 1917 — декабрь 1920 гг.): опыт компаративного анализа. Самара, 2005 15. Ипполитов Г.М., Пилипенко С.А. Взгляды военно-политических лидеров и командования противоборствующих сторон в годы гражданской войны (1917 – 1920 гг.) на проблему морального духа войск и его укрепления. Ульяновск, 2002 16. Калашникова Е.Б. Идеологическая деятельность органов советской власти в войсках действующей армии (1918 – 1920 гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 2000 17. Калашникова Е.Б. Идеологической деятельности органов советской власти в частях действующей армии в годы Гражданской войны в России (1918 – 1920 гг.). СПб: Нестор, 2007. 18. Махров А. М. Актуальное историографическое исследование / А. М. Махров // Научные изыскания: сб. науч. ст. Вып. 2. - Самара, 2006. – Рец. на кн.: Ефремов В. Я. Моральный дух Красной армии и проблемы его укрепления в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – май 1945 гг.): сов. и постсов. историогр. XX века: моногр. / В. Я. Ефремов. – СПб., 2006. 19. Пилипенко С. А. Деятельность командования красных и белых войск по укреплению морального духа (нояб. 1917 – нояб. 1920 гг.): по материалам Юга России: дис. … канд. ист. наук . Самара, 2003 20. Пилипенко С. А. Деятельность командования красных и белых войск по укреплению морального духа (нояб. 1917 – нояб. 1920 гг.): по материалам Юга России: дис. … канд. ист. наук . Самара, 2003. 21. Попова О.Н. Повышение культурного уровня красноармейцев в условиях Гражданской войны и перевода РККА на мирное положение (1918-1923 гг.): монограф. исслед.. Самара: Изд-во «АсГард», 2009. 22. Посвятенко О.Н. Политическое воспитание военнослужащих Красной армии (1918-1923 гг.): исторический опыт, уроки: монография. Самара: АсГард, 2010. 23. Правовое воспитание личного состава силовых структур Российского государства: более 80 лет истории изучения (1918 – 2000 гг.): моногр.: в 2 т. / А.В. Горожанин, Г.М. Ипполитов, В.В. Рыбников, М.В. Хачатурян. - Самара, 2003. 24. Репинецкий А. И. Неординарная попытка историографического осмысления неординарной проблемы: (заметки на полях моногр. В. Я. Ефремова в жанре науч. рец.) / А. И. Репинецкий. – Рец. на кн.: Ефремов В. Я. Деятельность властных структур по укреплению морального духа армии (1918 – 1920 гг.): отеч. историогр. проблемы: моногр. / В. Я. Ефремов. - Самара, 2005 // Научные изыскания: сб. науч. ст. Вып. 1. Самара, 2005. 25. Рыбников В.В., Н.Я. Елисеева «Мы не рабы, рабы не мы». Просветительная деятельность советской власти в Красной армии в годы Гражданской войны в России (1918 – 1920 гг.): ист. опыт, уроки: моногр. Самара, 2006 26. Хачатурян М. В. Деятельность государственных органов по правовому воспитанию военнослужащих России (1918 – 2000 гг.): историогр. исслед.: дис…докт. ист. наук / М. В. Хачатурян. - М., 2002. |
||||||
© Е.Я. Щербакова, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|