Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

И.С. Орлай и распространение исторических знаний в России в начале XIX в.

E-mail Печать

А.Г. Самойленко,  (К.и.н., доцент, Нежинский государственный университет им. Н. Гоголя, г. Нежин)

alt

Конференция 03
СЕКЦИЯ - ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Материалы международной научно-практической конференции

" РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В XXI ВЕКЕ"

г. Москва, 21 декабря 2012 года

Вторая половина ХVIII – начало ХІХ в. стали временем возрастающего интереса общества к отечественной истории. Деятельность Академии наук, активизация университетской жизни, организация ряда исторических архивов, рукописных отделов и музеев, открытие нескольких исторических обществ, способствовали распространению в интеллектуальной среде потребности к осмыслению истории государства и исторических традиций своего народа. На это время приходиться деятельность Н. Бантыш-Каменского, К. Калайдовича, Н. Карамзина, П. Строева, А. Мусина-Пушкина, Н. Устрялова, А. Шлецера, И. Эверса и ряда других блестящих ученых прошлого, заложивших научную основу к изучению истории России. Рядом с профессиональными историками в историографическом процессе активно участвовали и ученые-энциклопедисты, писатели, общественные деятели, краеведы-любители и т.п. К числу таких энтузиастов-исследователей на ниве исторической науки принадлежит выдающийся медик, литератор, педагог и просветитель Иван Семенович Орлай.

Безусловно, такая яркая, многогранная личность как И. Орлай не могла оставаться вне поля зрения исследователей. На протяжении ХІХ – начала ХХІ века появилось несколько статей о жизни Ивана Семеновича в энциклопедических и биографических словарях [4], в обобщающих работах по истории развития образования в Российской империи [19; 22; 23] и по истории функционирования отдельных учебных заведений, в которых работал в разное время ученый [9; 10; 20]. Следует особенно отметить исторические и историко-педагогические исследования Т. Байцуры [1; 2], К. Васильева [3], Д. Данилюка [5; 6], И. Доброскок [7], М. Eвтуха [17], Н. Пашаевой [16], А. Подражанского [18], Я. Радиша [20], И. Свенцицкого [12], в которых раскрывается научно-педагогическую деятельность И. Орлая на рубеже XVIII – XIX вв.

Если вклад ученого в развитие педагогической и медицинской науки нашел достаточно полное отражение в специальной литературе, то его деятельность на ниве исторической науки на сегодня остается мало изученной. Поэтому главная задача, которая ставится перед данным исследованием, состоит в раскрытии основных взглядов И. Орлая на исторический процесс и определении его места в распространении исторических знаний в России в начале XIX в.

Не углубляясь в детали жизни ученого, которая, благодаря перечисленным выше трудам, стала достаточно известной для широкого круга специалистов, остановимся лишь на тех ее моментах, которые, по нашему мнению, сыграли определенную роль в формировании мировоззрения и исследовательских приоритетов ученого.

Иван Семенович Орлай родился в 1770 г. в дворянской семье в Закарпатье, на территории Австрийской империи. Начальное и среднее образование получил в Мукачевской годичной и Ужгородской трехклассной школе, Ужгородской и Надь-Карольской гимназии, Варадской академии, а высшую – на философском факультете Львовского университета и Генеральной Йозефинской семинарии (богословский факультет Пештского университета). В феврале 1790 г. Орлая удостоили звания профессора низших классов Велико-Карловской гимназии высших наук, в которой он преподавал древние языки, географию и историю, однако был вынужден оставить службу. Как указал И. Кулжинский в «Воспоминаниях учителя»: «Карпаторосс по рождению, Орлай воспитывался в австрийских училищах, а по окончании там курса наук был определён учителем в низшие классы оной гимназии. Через несколько времени потом открылась вакансия учителя в высших классах, и открыт был конкурс на то место. Из трёх явившихся конкурентов Орлай лучше всех выдержал установленный экзамен; но когда дошло до окончательного решения, иезуит-ректор не дал место Орлаю за то, что «он русин, а не немец». Это чрезвычайно оскорбило молодого учителя. «Ну, когда я русин, так поеду в Русь», – сказал он и приехал в Россию» [11, с. 3]. В 1791 г., двадцатилетним юношей, Иван Семенович эмигрировал в Россию, изменив фамилию Орлаи, сначала, на Орлов, а затем, на Орлай [1, с. 17].

Несмотря на определенные сложности, которые пережил молодой ученый в период своего становления, бесспорным является то, что Иван Семенович получил прекрасное разноплановое образование в европейских учебных заведениях, освоил ряд современных (русский, немецкий, венгерский) и древних (латынь, еврейский, халдейский, греческий) языков, и, возможно, главное, в молодом человеке окончательно укрепилось убеждение в собственной самоидентификации, о принадлежности к русинам, связанных корнями с восточнославянскими народами.

В Петербурге молодой ученый быстро сделал блестящую карьеру. Окончив Медико-Хирургическое училище и получив звание доктора медицины, И. Орлай работал в Генеральном Сухопутном госпитале, помощником учёного секретаря Медицинской коллегии, а с 9 марта 1800 г. гоф-хирургом императора Павла І. Научный авторитет ученого возрос с присвоением ему ученой степени мастера словесных наук и доктора философии Кенигсбергским (1806 г.) и доктора медицины Дерптским университетом (1807 г.), а также избранием членом Российской Академии наук (1817 г.) и ряда зарубежных и российских научных обществ.

В 1820-х гг. в жизни И. Орлая произошли кардинальные изменения. Обстоятельства вынудили ученого оставить Петербург и перебраться на Украину, где он сосредоточился на педагогической деятельности в качестве директора двух высших учебных заведений – Гимназии высших наук в Нежине (1821-1826) и Ришельевского лицея в Одессе (1826-1829). Именно здесь раскрылись в полной мере организаторский талант, научная эрудиция и педагогическое мастерство Ивана Семёновича.

Среди разноплановых научных интересов ученого – медицина, ботаника, орнитология, минералогия, особое место занимала история, увлечение которое появилось еще в юношеские годы.

Еще в Петербурге в журнале «Северный вестник» И. Орлай напечатал свое первое историческое исследование «История о карпато-россах…» [14]. Уже в Нежине для «Общества истории и древностей российских» была подготовлена вторая статья – «О Юго-Западной Руси» [15], в которой отстаивалась идея общего происхождения славян по обе стороны Карпатских гор. Ученый, первым в России, обратил внимание на то, что в Карпатской Руси живет восточнославянское население, по языку, культуре и религии близкое к славянским народам Российской империи. Иван Семёнович был хорошо знаком с византийскими и венгерскими источниками, трудами историков (Г. Миллер, А. Шлецер, Д. Бантыш-Каменский и др.), но не всегда разделял их взгляды. Так, прочитав «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» (М., 1810), он отмечал, что «весьма странно, что даже из новейших великороссийских писателей в издаваемых ими географиях, статистиках и путешествиях по Южной России, каковые читать я любопытствовал, весьма многие ошибаются, наполняя Русь сию более поляками, нежели природными ее жителями – русскими» [13, с. 244]. Галицко-русские земли, на взгляд исследователя, были упущены из виду русскими учеными и они нередко описывали ее под названием Польши. В понятие «Юго-Западной Руси» Орлай включал обширную территорию, которая простиралась до Вислы и Дунайца, до Черного моря, Молдавии и Валахии. В ее состав, по мнению ученого, входили Галицко-Волынское княжество и Карпатская Русь. Иван Семёнович утверждал, что вся эта территория была заселена русскими и что само ее название, сохранившееся в течение столетий, лучше всего свидетельствует о сопротивлении польской и венгерской экспансии. Он отмечал, что Галицкая Русь «и под польским владением удерживала имя Руси» и что в Карпатских горах по соседству с ней «... обитает 700 тысяч русских, известных под именем карпато-россами жителей, которые, несмотря на древность своего переселения, удержали доселе имя русских, или русинов – древнейшее название русского народа ...» [13, с. 245]. Достаточно подробно автором освещен вопрос, как русины оказались на территории Карпат. Их переселение в эти земли он связывал с продвижением угрских племен из района Урала, в западном направлении. Ученый ошибочно полагал, что славянское население Карпат впервые появилось здесь вместе с венграми во времена Арпадов. Современной наукой доказано, что часть славянских племён пришла на эти земли вместе с венграми, а часть славян заселились здесь раньше. В XI в. Карпатская Русь попала под власть венгров, но более развитый общественный строй славян повлиял на процесс их перехода к оседлости и земледелию. Анализируя этническое происхождение населения юго-западной Руси, Орлай пришел к заключению, что вся эта территория была заселена русскими. О населении Галицкой Руси он писал: «В столичном городе Галиции – Львове – имеет резиденцию митрополит Галицкий и всея Руси... Простой народ говорит по всей Галиции русским киевским наречием, а дворянство по-польски и по-немецки» [13, с. 245].

В своих сочинениях ученый оставался сторонником триединого русского народа, говорящего на разных диалектах одного языка, и желал видеть свою родину (Закарпатье – А.С.) в составе России как правопреемнице Руси. Для Орлая украинец был синонимом русского, а Украина – частью России. В целом его исследования поднесли историческую науку на новый уровень. В отличии от российских историков ученый начал использовать термин Украина, а не Малороссия. М. Карамзин пользовался «Историей о Карпато-россах...» при написании своей «Истории государства Российского». Более того, он просил общего знакомого: «Скажите от меня приветливое слово г. Орлаю. Желаю узнать его лично как достойного человека» [5, с. 75]. Во всех исторических сочинениях чувствуется любовь И. Орлая к своей малой родине и ее жителям.

Являясь членом ряда научных обществ, в том числе Московского общества истории и древностей российских и Казанского общества любителей словесности, Орлай вынашивал идею создания подобного общество в Нежине. В конце 1821 г., совместно с попечителем Гимназии высших наук графом А. Кешелевым-Безбородко, директор обратился к министру народного просвещения с просьбой открыть «ученое общество», «которое б собственно занималось историческими исследованиями, к краю относящимися…» [21, с. 24], однако, 10 февраля 1822 г. Конференция учебного заведения отклонила эту идею. После этого и министр не счел сообразным создавать общество в Нежине. Основными причинами, которые не позволили воплотить идею в жизнь, были: недостаточное количество профессоров и учителей, которые могли бы заниматься этим делом; отсутствие в гимназии необходимого количества источников по истории края [21, с. 25]. Свои мысли по этому поводу он изложил в публикации «Мнение директора Орлая об учреждении ученого общества при Гимназии высших наук кн. Безбородко в Нежине» [13]. Не получив поддержки у коллег, Орлай, который имел огромное влияние на гимназистов, привлек их к научной работе. Он часто проводил с ними беседы на исторические темы, прививая любовь к отечественной и всемирной истории, рассказывал о рукописях и книгах, которые находились в библиотеке учебного заведения. Часть рукописей, летописи «О донских казаках», «О казаках малороссийских и восемь грамот малороссийских гетманов», «Поучение митрополита Фотия, жившего в ХV в.», ученый в 1824 г. отправил в распоряжение Общества истории и древностей российских. В это время было создано студенческое историческое общество под руководством старших воспитанников П. Редкина и В. Любича-Романовича. Члены общества занимались изучением источников, которые хранились в библиотеке (грамоты Константина Острожского, уставы, летописи Г. Устюга, Г. Грабянки и т.д.), переводили с французского и немецкого исторические книги, составляли рукописную всемирную историю и т.п. Директор Орлай поддерживал и поощрял стремление гимназистов к знаниям. Поэтому не выглядит странным, что многие выпускники Гимназии этого периода пробовали себя на исторической ниве и до конца жизни пронесли увлечение историей и своим руководителем.

Среди тех, кто после окончания учебного заведения с большим или меньшим успехом профессионально занимался историей, пробовал свои силы в научной или художественной трактовке исторических событий следует выделить: гениального писателя Н. Гоголя, который некоторое время занимал должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете; выдающегося педагога и ученого-правоведа, профессора Московского и ректора Петербургского университетов П. Редкина; доктора исторических наук, политической экономии и статистики, профессора по кафедре общей истории, декана историко-филологического факультета, а затем ректора Харьковского университета А. Рославского-Петровского; ученого-историка, профессора Киевского университета, одного из основателей киевской археографической комиссии В. Домбровского; писателя В. Любича-Романовича, автора серии исторических и этнографических исследований, среди которых «История бывших княжеств Теребовльского и Звенигородского» и «Обычаи, игры, пословицы и предания литовские»; дипломата и востоковеда К. Базили, написавшего капитальный труд «Сирия и Палестина под турецким правительством»; писатель Н. Кукольник и др.

Таким образом, исторические труды И. Орлая познакомили российское общество с исторической судьбой русинов и жизнью венгерского населения Закарпатья, сопутствовали возрастанию научного интереса к истории Юго-Западной Руси, а его деятельность сопутствовала развитию у молодежи исторических знаний, стремлению к исследовательской работе, воспитанию интереса и уважения к славному прошлому своего народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байцура Т. Закарпатоукраинская интеллигенция в России в первой половине ХIХ века. – Пряшев: Відділ укр. літ.; Братислава: Словац. педвидав, 1971. – 228 с.

2. Байцура Т. Иван Семенович Орлай: Жизнь и деятельность. – Пряшев: Відділ укр. літ.; Братислава: Словац. пед. изд–во, 1977. – 238 с.

3. Васильев К.К. И.С. Орлай и его интересы в области археологии // ОДОП. – 1990. – С.26-27.

4. Видатні постаті в історії України (IX-XIX ст.): Короткі біографічні нариси. Історичні та художні портрети. [Текст]: справочное издание / В.І. Гусєв [та ін.]. – Київ: Вища школа, 2002. – 359 с.: іл.

5. Данилюк Д. Д., Орлай І. (1771–1829) – засновник російської історіографії Закарпаття // Данилюк, Д. Історична думка на Закарпатті епохи національного відродження (кінець XVIII – середина XIX ст.). – Ужгород: Видавничий центр ЗІППО, 2009. – С. 72-80.

6. Данилюк Д.Д. Славетний закарпатець Іван Орлай: 17 лют. – річниця з дня смерті культурно-освіт. діяча І. Орлая (1771-1829 рр.) // Панорама. 2010. – 13 лют. – С. 3.

7. Доброскок І.І. Органіційно – наукова діяльність Івана Семеновича Орлая у сфері медицини на прикінці XVIII ст. // Педагогіка, психологія та методико – біологічні проблеми. – Харків, 2006. – № 6. – С. 29-32.

8. Задорожний В.Є. Почесний член Російської Академії наук: до 200-річчя від дня народження І.С. Орлая // Український історичний журнал. – 1970. – № 6. – С. 130-131.

9. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея с 1817 по 1857 / сост. И.Г. Михневичь. – Одесса: Типография Л. Нитче, 1857. – 200 с.

10. Кукольник Н.В. И.С. Орлай // Лицей князя Безбородко. – Киев, 1859. – С. 70-80.

11. Кулжинский И. Воспоминание учителя // Москвитянин. – 1854. – № 21. – Кн. 1. –Отд. 5. – С. 1-16.

12. Матеріалы по исторіи возрожденія Карпатской Руси. В 2-х ч. / Собралъ И.С. Свънцицкий. – Львовъ: Печатня Ставропигійского ин-та. – 1905-1909. Ч. 1: Сношенія Карпатской Руси съ Россіей въ 1-ой половинъ ХІХ въка. – 1905. – 212 с.; Ч. 2: а) Карпаторусское славянофильство б) Угрорусское движеніе періода возрожденія. – 1909. – 159 с.

13. Мнение директора Орлая об учреждении ученого общества при Гимназии высших наук кн. Безбородко в Нежине // Известия Историко-филологического Института кн. Безбородко. – Киев, 1879. – Т.3. – Неофиц. отд. – С. 244-246.

14. Орлай И.С. История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях с ними случившихся // Северный вестник. 1804. – Ч.1.

15. Орлай И. О Юго-Западной Руси (письмо из Нежина к секретарю (общества). // Труды и записки О-ва истории  и древностей Российских. – 1826. – Ч. 3. – Кн. 1. – М., 1826. – С.220-228.

16. Пашаева, Нина. Карпаторусские интеллигенты в России в 1-й половине XIX века: Орлай, Балугьянский, Лодий, Кукольник, Венелин // Русин. – 2008. – № 3-4. – С. 129-140.

17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность И.С. Орлая: [Учеб. пособие] / Н.Б. Евтух. – Киев, 1994. – 39 с.

18. Подражанський А., Сильвай К. Іван Семенович Орлай та його лікарська діяльність у Росії // Хроніка 2000. – 2004. – № 55-56. – С. 315-323.

19. Половцов А.А. Русский биографический словарь. – СПб., 1905. – Т. 12 Обезьянов-Очкин. Ч. 20. – 771 с.  – С. 309.

20. Радиш Я., Коваль М. Іван Семенович Орлай – військовий лікар і педагог. – Лікарська справа. – 1994. – № 9-12. – С. 196-198.

21. Самойленко Г.В., Самойленко О.Г. Ніжинська вища школа: сторінки історії. – Ніжин, 2005. – С.17-83.

22. Українська педагогіка в особах - XIX століття / Під редакцією О.В. Сухомлинської / навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів, в 2-х книгах. – Київ: Либідь, 2005. – Кн. 1. – С. 230 - 231.

23. Ярмаченко М.Д., Калениченко Н.П. Розвиток народної освіти і педагогічної думки на Україні (Х - початок ХХ ст.). – Київ, 1991. – 381 с.


© А.Г. Самойленко,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства