Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Зарубежный опыт устойчивого регионального развития на основе реализации национальных проектов

E-mail Печать

А.Н. Ряховская,  (Д.э.н., профессор, ректор Института экономики и антикризисного управления, заведующая кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, Заслуженный экономист РФ)

О.Г. Крюкова,  (К.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве РФ)

М.В. Ерхов,  (К.э.н., заместитель директора ОАО «Институт Нефтегазпром»)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 3 – РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2012 г.

Материалы международной научно-практической конференции
"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"
г. Москва, 30 ноября 2012 года.

При анализе общих проблем глобальной экономики принято исходить из объективных тенденций, таких как интернационализация производительных сил, интеграция, которые рассматриваются как универсальные категории, определяющие динамику развития как в целом мировой экономики и международных экономических отношений, так и отдельных стран [1]. Но при этом очевидно, что разные регионы мира и страны в разной степени подвержены воздействию универсальных процессов, поскольку они характеризуются разным уровнем экономического, технологического и социального развития. Между регионами мира (и континентами), а также отдельными странами существуют огромные производственно-экономические разрывы и диспропорции. Равномерно в целом развиты, например, Западная Европа, Япония и Северная Америка (без Мексики), но крупнейшие контрасты существуют в Азии, Африке, Латинской Америке, России, азиатских и закавказских государствах[2].

Известно, что территориальные диспропорции являются естественным явлением, характерным как для всей системы мировой экономики, так и для отдельных континентальных регионов и стран. В то же время в них имеются свои особенности. Если первоначально они обнаружились как результат различий географического положения, разных природных и климатических условий, характера и уровня развития производительных сил, то впоследствии, постепенно, по мере цивилизационно-культурного прогресса и типа развития, избранного государствами, они обострились, либо наоборот существенно сгладились.

В то же время стало очевидным, что устойчивый и постоянный экономический рост обеспечивают те страны, которые добились существенных успехов в деле ликвидации территориальных противоречий, что закладывает общую базу для равномерного социально-экономического развития страны (в территориальном разрезе) и больших возможностей в политике социальной справедливости. Это достаточно убедительно представлено материалами официальных докладов и отчетов международных организаций, в том числе институтов ООН, в документах и материалах Евросоюза, международных исследованиях[3].

Страны с развитой рыночной экономикой долго шли к признанию необходимости использования проектных инструментов в решении проблем устойчивого регионального развития. Однако целенаправленное внедрение проектного инструментария в целях стабильного  территориального развития началось лишь в период мирового экономического кризиса 1929-1932 гг.[4], что в немалой степени было связано с необходимостью проведения специальных мероприятий в регионах, пострадавших в наибольшей степени.

Так основные элементы региональной политики США стали формироваться в период преодоления последствий Великой депрессии 1929-1933 гг., в том числе под воздействием кейнсианской экономической теории, как методологической базы экономической политики правительства Ф.Д. Рузвельта. Федеральное устройство США предоставляет сильные административно-экономические полномочия правительствам штатов, которые используя их в своей деятельности, обеспечивают выравнивание территориальных разрывов и сглаживание социально-экономических противоречий (программы по развитию Аляски, долины реки Теннеси, большое число других программ на уровне штатов).

Государственная система стимулирования регионального развития в штатах, направленная на выравнивание условий жизни населения, – это традиционная политика американского государства. Она развивалась вместе с общей экономической политикой страны: в период активизации экономического вмешательства государства происходило расширение  его воздействия на территориальные процессы, в особенности через увеличение масштабов экономической деятельности штатов. В периоды некоторого сокращения масштаба вмешательства государств в экономическую жизнь соответственно сокращалось регулирующее воздействие государства.

Штаты, с точки зрения уровня экономического развития, существенно отличаются и дифференцируются. Наряду с супериндустриальными, имеются штаты сомножеством «зон застоя» (районы Аппалачей, штата Теннеси и Южной Дакоты, плато озера Озарк, регионы Прибрежных равнин, Верхних озер, Новой Англии, а также штат Аляска)[5]. Обширные полномочия штатов и местных органов самоуправления (графств, муниципальных советов, округов, тауншипов и пр.) позволили в немалой мере добиться на всей территории страны приблизительно одинаково высокого уровня развития инфраструктуры, социальной жизни населения, обеспечить его занятость.

В условиях кризиса американское правительство активно реализует «Национальный проект восстановления и реинвестирования 2009», предусматривающий выделение $787 млрд., в том числе на долгосрочные программы*.

* Национальный антикризисный проект «Восстановления и Реинвестирования» (American Recovery and Reinvestment Plan)» предназначена для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей (по словам Обамы: «Сохранить или создать 3 млн. рабочих мест»), а в долгосрочной – обеспечить продолжительный экономический рост.

Данный акт включает в себя уменьшение налоговой нагрузки, меры по сдерживанию безработицы, инвестиции в здравоохранение, науку и образование, а также развитие энергетического сектора и инфраструктуры. Особое внимание в рамках национального антикризисного проекта отводится развитию региональной  инфраструктуры страны, в том числе обновлению и расширению транспортной сети, созданной еще в середине XX века. Предусмотренный объем финансирования инфраструктурных проектов является самым большим с середины 1950-х годов, когда была инициирована крупнейшая на тот момент программа строительства современной сети автодорог*.

* По данным Международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle (JLL).

Следует согласиться с мнением губернатора штата Канзас К.Себелиуса в том, что наличие документа программного характера, систематизирующего усилия по противодействию кризису, является обязательным условием обеспечения эффективности антикризисных действий[6]. Так, по состоянию на апрель 2009 года программы (планы, пакеты) антикризисных действий на уровне штатов, обеспечивающие реализацию «Национального проекта восстановления и реинвестирования 2009» были приняты в 47 американских штатах и в федеральном округе Колумбия. В России же, в мае  2009 года программы (планы, пакеты) антикризисных действий были приняты в 28 субъектах Российской Федерации. Таким образом, в целом можно констатировать, что только меньшинство регионов приняли антикризисные программы (планы) за полгода интенсивного погружения страны в кризис[7].

Прежде всего необходимо отметить, что штаты США активно задействованы в Федеральной антикризисной программе «Национальных проект американского восстановления и реинвестирования». Каждый штат имеет свою долю в национальной программе и обязан разработать региональную программу по освоению этих средств с аргументацией их распределения по широкому спектру подпрограмм. Соответственно штаты учреждают и контролирующие органы. Например, штат Нью-Йорк ожидает получить 26,7 млрд. дол. США в рамках «Национального проекта американского восстановления и реинвестирования»[8]. Помимо разработки подпрограмм и мероприятий по выходу из кризиса в рамках федеральной антикризисной программы, в штате продолжают действовать и учреждаются новые региональные программы, направленные на поддержку нуждающихся и развитие экономики штата в целом (Рисунок 1.6).

alt

Рисунок 1.6  - Региональные программы  штата Нью-Йорк

Следует отметить, что денежные поступления из федерального национального проекта направляются и на реализацию ранее принятых в штате программ и подпрограмм, нацеленных на стабильное развитие его экономики, а также на осуществление мероприятий по поддержке граждан и их семей, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса. Особое внимание уделяется молодому поколению, прежде всего детям. Подобный комплексный подход в социальной политике штата (как и во всей стране) позволяет оказать помощь всем тем, кто в ней нуждается, создает условия для населения в преодолении возникших из-за кризиса трудностей.

Антикризисный «Национальных проект американского восстановления и реинвестирования» направлен на стимулирование развития приоритетных отраслей социально-экономической системы, прежде всего на уровне штатов. В рамках раздела «Образование для 21 века» на улучшение системы обучения, модернизацию системы образования планируется потратить $90,9 млрд., из них:

  • $24.5 млрд. для помощи местным школьным округам в предотвращении увольнений и сокращений с возможностью использования фондов на модернизацию и ремонт школ (State Equalization Fund);
  • $20 млрд. на модернизацию школьных зданий (в том числе $6 млрд. – для зданий университетов на уровне штатов);
  • $15.6 млрд. для увеличения Pell грантов3 с $4 731 до $5 350*;
  • $13 млрд. для учащихся общественных школ из семей с низким уровнем достатка;
  • $12.2 млрд. на специальное образование детей с отклонениями;
  • $2.1 млрд. на программы Head Start**;
  • $2 млрд. на услуги социального обеспечения детей;
  • $650 млн. на образовательные технологии;
  • $300 млн. на увеличения зарплаты учителей;
  • $250 млн. штатам для анализа школьной успеваемости;
  • $200 млн. для поддержки работающих студентов колледжей;
  • $70 млн. на образование бездомных детей [9].

 

 

* Pell гранты – федеральная программа предоставления образовательных грантов учащимся средней школы, спонсируемая Департаментом Образования США. Гранты, которые не требуют возмещений, предоставляются на основе «финансовой помощи штатам», которая определяется Конгрессом США.

** Head Start – программа Департамента Здравоохранения и Сферы услуг США, которая обеспечивает полноценные образовательные, здравоохранительные услуги, а также услуги обеспечения питания и вовлечения родителей детям из семей с низким достатком на уровне штатов.

Реализация программ модернизации системы образования предопределяется сущностью мирового экономического кризиса 2008-2009 г.г. Эффективность противодействия кризису обеспечивается комплексом мероприятий на уровне штатов, которые взаимоувязаны с мероприятиями «Национального проекта американского восстановления и реинвестирования 2009». В условиях кризиса многие региональные власти концентрируют внимание на решение проблем современного развития детей; апробируются курсы обучения и тренинги социальных, экономических и поведенческих умений; формулируются рекомендации по построению образовательных программ, наилучшим образом решающих задачу повышения конкурентоспособности американского образования. В современных условиях американская система образования нацелена на развитие личности, обладающей творческим критическим мышлением, межкультурной компетентностью, социальным и глобальным видением.

Стимулирование процессов освоения новых навыков и знаний становится для многих американцев (особенно молодых) самостоятельной потребностью, а для региональной экономики — растущим сектором услуг. Развитие системы «Обучения в течение всей жизни» становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных региональных систем. Качество образовательных услуг, предоставляемых региональными образовательными учреждениями, рассматривается властями штатов как дополнительное конкурентное преимущество территории. Инвестиции, направляемые в развитие системы регионального обучения, позволяют поднять уровень образования на более высокую ступень, а значит, привлечь для обучения на территорию большее количество обучаемых по уникальным программам  обновления знаний, приобретения навыков и умений, необходимых в условиях высокой безработицы в США.

Такой подход в образовательной сфере открывает возможность обеспечивать подготовку и переподготовку кадров, способных активно использовать современные знания для роста производительности своего труда, генерирования инноваций, позволяющих повысить конкурентоспособность работников, осуществлять подготовку специалистов, объективно необходимых для дальнейшего развития экономики каждого штата и страны в целом на основе внедрения наиболее эффективных образовательных технологий.

Рациональное использование ресурсов в условиях ограниченного финансирования является важнейшим приоритетным направлением в антикризисном  реформировании американской системы здравоохранения. На основе анализа системы показателей, характеризующих использование ресурсного потенциала медицинской сферы, с одной стороны, и индикаторов здоровья - с другой, на уровне федерального правительства США составлены интегральные рейтинги ресурсного потенциала здравоохранения штатов, округов и городов Америки. Сопоставление этих рейтингов свидетельствует о наличии корреляционной связи между уровнем здоровья населения и используемыми ресурсами и их структурой, а также служит информационной базой при принятии управленческих решений относительно распределения и использования ресурсов, ограниченных в условиях кризиса.

На основе комплексного анализа проблем и противоречий, присущих современному этапу  преобразований в управлении ресурсным потенциалом здравоохранения США, обоснован вывод о наличии системного кризиса в здравоохранении и предложены направления преобразований в управлении ресурсами здравоохранения, основанные на принципах системного подхода. Выявлены существующие в системе управления ресурсным потенциалом здравоохранения проблемы, обоснованы причины их существования, в числе которых значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения по штатам и округам, которая достигает 12-кратного размера; отсутствие мотивации у медицинских работников к повышению качества оказания медицинских услуг [10].

При этом определены признаки, указывающие на наличие системного кризиса в здравоохранении США  и управлении его ресурсным потенциалом, показано, что региональное здравоохранение не достаточно включено в процесс институциональных преобразований, в то время как высокий уровень территориальной локализации потребления услуг здравоохранения повышает значение региональной составляющей в управлении использованием ресурсного потенциала здравоохранения. Специалистами US Centers for Medicare&Medicaid Services совместно с губернаторами штатов выработаны и внесены на рассмотрение Правительством США предложения по преобразованию системы управления ресурсным потенциалом здравоохранения на областном уровне, которые включают: рационализацию структуры системы лечебно-профилактических учреждений, сбалансированность финансовых ресурсов, направляемых на реализацию государственных гарантий медицинской помощи и на развитие лечебно-профилактических учреждений, разработку методов стимулирования повышения качества услуг врачебного персонала, разработку критериев оценки деятельности медицинских учреждений [11].

В рамках «Национального проекта американского восстановления и реинвестирования 2009» на уровне штатов реализуются дополнительные антикризисные программы здравоохранения (Health Programs). Так, в штате Нью-Йорк разработаны следующие региональные программы: медицинская помощь(Medicaid), детское здоровье (Child Health Plus), семейное здоровье (Family Health Plus), здоровый Нью-Йорк (Healthy NY). Целью модернизации здравоохранения является повышение качества медицинских услуг и сокращение неэффективных затрат в области американского здравоохранения. В рамках антикризисных программ выделяются средства, необходимые для того, чтобы в течение пяти лет перевести в электронную форму истории болезней всей Америки. Планируется, что это позволит сэкономить материалы и время, сократит бюрократическую волокиту и необходимость повторного прохождения дорогостоящих обследований, сохранит миллиарды долларов и тысячи рабочих мест, сохранит жизни, поскольку уменьшит вероятность фатальных врачебных ошибок.

Мировой финансовый кризис послужил для США серьезным мотивом перестройки в регионах и стране в целом важнейших сфер экономики  не только с точки зрения оптимизации затрат на их функционирование, но и с позиций выявления и введения в действие возможностей получения максимальной отдачи от вкладываемых средств, обеспечения рационализации и повышения результативности управления в каждой конкретной области, определения и широкого распространения позитивного опыта передовых регионов, в частности, в области лучшего использования имеющихся кадров, материальной базы, снижения удельных затрат на конкретные виды работ без ухудшения их качества.

Очень важно, что ключевые проблемы штатов решаются не только по программе каждого региона в отдельности, но, прежде всего, на основе комплексной программы страны, в которой обозначены основные задачи, которые надо решать в центре и на местах, важнейшие направления системных действий в данной области, осуществляемые с учетом специфики положения отдельных регионов, их реальных возможностей. Претворение в жизнь данных программ позволяет и в условиях кризиса сохранить известное равенство развития экономик разных штатов, устранить имеющиеся недостатки в отдельных регионах, полнее использовать новые потенциалы экономического роста, выявленные в результате реализации антикризисных мероприятий.

При изучении региональной политики Дании выявлено, что ее правительство рассматривает развитие инновационной деятельности в качестве одного из основных условий дальнейшего развития регионов и сохранения позиций страны как одной из самых богатых и благополучных в мире. Для успешной реализации инновационной деятельности в условиях кризиса  разработана и утверждена правительством в сентябре 2009 года национальная программа «Стратегия роста» (Growth Strategy),. В ее рамках были также приняты:

  • правительственная стратегия в области датской «системы знаний» (The Danish Knowledge Strategy;
  • план действий по развитию предпринимательства в условиях международного финансового кризиса (Handlingsplan for iværksættere / Promoting Entrepreneurship);
  • антикризисный план действий по улучшению качества образования (Handlingsplan for Bedre Uddannelser;
  • национальный проект «Рост через глобализацию» (Vækst gennem globalisering);
  • национальный проект «Новые пути от науки к производству» (“Nye veje mellem forskning og erhverv”);
  • «Региональная стратегия роста» (Den regionale vækststrategi);
  • национальный проект «Путь к высокотехнологичным регионам» (Viden flytter ud – vejen til højteknologiske regioner).

 

На основании анализа принятых программ и документов можно определить приоритеты антикризисного национального проектирования и планирования Дании, которые заключены в стимулировании развития сотрудничества и трансферта технологий между государственными научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором, а также в активизации процесса коммерциализации результатов научных исследований. В рамках антикризисных мероприятий осуществляется поддержка регионов с целью их  равномерного развития, активизация сферы предпринимательства, увеличение инвестиций в область научных исследований и опытно-конструкторских разработок и увеличение количества специалистов, имеющих степень Ph [12]. Данные меры позволили добиться значительных результатов, что отразилось на изменении показателей устойчивости  всех пяти административных регионов Дании* (Табл. 1).

* До 1 января 2007 года территория Дании была разделена на 14 административных единиц – амтов. По муниципальной реформе 2007 года амты были реорганизованы в 5 крупных административных регионов.

Таблица 1 - Влияние национальной программы «Стратегия роста» (Growth Strategy) на достижение устойчивого регионального развития административных регионов Дании

(В таблице сравниваются данные 2009 года и 2008 года)

Наименование административного региона Дании

Цели и результаты антикризисных мероприятий

национальной программы «Стратегия роста» (Growth Strategy)

Увеличение  количества специалистов, имеющих степень PhD

(в среднем по трем рассматриваемым  регионам рост  составил 7%)

Столичная область (Hovedstaden)

активизация исследований в области экологического развития, что позволило сократить загрязнение окружающей среды на 22,6%

трансфер технологий в промышленность возрос на 3,6%, что способствовало росту показателей эффективности использования ресурсного потенциала региона  на 9,6%

увеличилось количество специалистов, имеющих степень PhD в университетах региона

увеличилось количество руководителей предприятий, имеющих степень PhD

 

 

Зеландия (область)

(Sjælland)

увеличилось число фундаментальных и прикладных исследований в области территориального развития (в 2009 году число таких исследований в регионе составило 2000)

количество договоров между государственными научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором увеличилось на 16%

рост числа патентов составил 2%

показатели инновационной активности производств не имели тенденцию к снижению

Северная

Ютландия

(Nordjylland)

повышение конкурентоспособности регионального образования (внедрено 16 инновационных программ переподготовки кадров, 13400 местных специалистов* повысили свою квалификацию и нашли новую работу)

в большинстве региональных университетов открыты курсы повышения квалификации  персонала

увеличилось количество специалистов, имеющих степень PhD в университетах региона

осуществляются региональные проекты модернизации системы профессиональ-ного образования

Наименование административного региона Дании

Увеличение инвестиций в область научных исследований

и опытно-конструкторских разработок

Центральная Ютландия (Midtjylland)

увеличилось число фундаментальных и прикладных исследований в области территориального развития (в 2009 году число таких исследований в регионе составило 1200)

осуществлен трансфер 850 научных разработок в производственную систему АПК региона. В результате удалось сократить количество заболеваний домашней птицы, повысить производство яиц (в среднем по региону на 8,7%). Внедрены в АПК новые технологические разработки, позволяющие увеличить урожай фуражных культур

увеличилось количество специалистов, имеющих степень PhD в сельско-хозяйсвенных  научно-исследовательских институтах региона

осуществлена модернизация сельско-хозяйственных  научно-исследо-вательских институтов региона

Южная Дания

(Syddanmark)

осуществлена модернизация ведущих предприятий мебельной промышленности

на начало 2009 года  Дания является абсолютным лидером в производстве  мебели. В целом в страны Западной Европы в 2009 году экспортировали  почти 90% из общего объема мебельной продукции датского производства

уровень безработицы на ведущих предприятиях мебельной промышленности остается на уровне естественного

объем поступлений в ВРП увеличен на 2%

* Население региона составляет примерно 576 972 жителей.

Принятая общенациональная антикризисная программа «Стратегия роста» и разработанные на ее основе проекты и подпрограммы регионов позволили ввести в действие новые возможности экономического роста. Мобилизация имеющихся потенциалов и резервов помогла Дании избежать падения производства, серьезного роста безработицы и других негативных явлений, связанных с кризисом. Одним из важных факторов этого явилось повышенное внимание к подготовке руководителей предприятий и организаций, многие из которых имеют ученые степени. Данный опыт еще раз доказывает, что качество управления не только на уровне правительства страны, но и каждым хозяйственным субъектом экономики является главным фактором устойчивого развития.

Подобная практика характерна для ряда других стран. Так, в Германии с помощью целевых национальных программ осуществлено развитие 2/3  территории ФРГ. Эти программы создали предпосылки для стимулирования инвестиций в конкретные регионы путем выделения субсидий на развитие промышленности и инфраструктуры из федеральных и местных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития. Через государственные программы реализуется развитие 40% территории Великобритании и 90% территории Норвегии. Нехватка средств на реализацию антикризисной региональной политики и необходимость их концентрации в отдельных точках привела к широкому распространению в практике большого числа стран современной Европы концепции «полюсов роста».

Таким образом, результаты анализа зарубежного опыта регионального развития позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Общим правилом для разработки и реализации национальных программ в зарубежных государствах  является обеспечение единства целей и принципов региональных антикризисных программ социально-экономического развития с общенацианальными.

2.  Как общенациональные, так региональные программы ориентированы не только на оптимальное использование имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов, но и на поиск, введение в действие ранее неиспользуемых резервов и возможностей, на успешное решение социальных проблем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хасбулатов О.Р. Региональный аспект макроэкономической политики в странах-членах Евросоюза: институциональная эволюция. – Ж. Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, №5(17), 2007

2. ООН. Экономический и Социальный Совет. Обзор мирового экономического и социального положения, Женева, (ежегодные издания); World Economic Situation and Prospects 2007. United Nations. UNCТAD, New York and Geneva, 2007

3. ООН. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 1999; Human Development Report 2003. New York, 2003;  Working on European Social Policy A Report on the Forum. Brussels, Luxemburg, 1996; Implementation of the Outcome of the World Summit for Social Development and Initiatives. Geneva 2000

4. Смолкин Р. Г. Бюджетное регулирование реализации инвестиционного проекта с учетом его  жизненного цикла // Экономика и управление: в поисках нового (Межвузовский сборник научных трудов). – Вып. V. Часть 1. - Саранск: Ковылк. тип., 2008

5. Хасбулатов О.Р. Европейская альтернатива американской модели государства всеобщего благоденствия. – Журнал Дипломатическая служба, №1, 2008

6. http://www.peoples.ru/state/governor/kathleen_sebelius/

7. Аналитический доклад «Российские регионы в борьбе с кризисом». М.: Департамент стратегического анализа ФБК, май 2009г.

8. Пэтерсон Д. О бюджете на 2009 год. – http//lenta.ru/news/2008/12/7york/(электронная версия)

9. Попова Ю. И. Современный взгляд на теорию личности в педагогической мысли США // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. — 2008. — № 9 (33). — С. 186—190

10. Американская система здравоохранения нуждается в реформах. Электронная версия от 15.01.2009 – http://www.remedium.ru/news/world/detail.php?ID=21959

11. Официальный сайт US Centers for Medicare&Medicaid Services - http://www.cms.hhs.gov/

12. Об инновационном опыте зарубежных стран в обеспечении качества высшего образования  и интернационализации учебного процесса (по материалам научных исследований, выполненных  МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2008 года)


© А.Н. Ряховская, О.Г. Крюкова, М.В. Ерхов,  Изд-во "Научные технологии".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства