Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития регионов России

E-mail Печать

В.В. Ильин,  (К.т.н., доц., профессор кафедры экономики и управления, Финансовый университет при Правительстве РФ)

Ю.Н. Шедько,  (К.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления, Финансовый университет при Правительстве РФ)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 3 – РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Материалы международной научно-практической конференции

"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика",

г. Москва, 30 ноября 2012 года.

Модернизация системы управления региональными социоэкономическими системами неразрывно связана с определением оптимальных параметров, позволяющих проводить оценку социально-экономического состояния и динамики развития регионов. В условиях функционирования региона как открытой, динамичной социальной системы, изменений, происходящих во всех блоках-компонентах этих систем (институциональном, хозяйственно-экономическом, природно-экологическом, социальном) весьма актуализируется проблема разработки сбалансированной системы показателей (в том числе критериев эффективности деятельности органов государственной власти) и методики анализа и оценки социально-экономической эффективности развития региона [3].

В теории оценок эффективности и результативности существует аксиома, что наиболее сложным является управление большими многофункциональными системами, и, в первую очередь, государственное управление, оценки которого должны объективно характеризовать эффективность и результативность одновременного решения множества глобальных и локальных, стратегических и тактических, внешнеполитических и внутригосударственных, общенациональных и отраслевых, общегосударственных и региональных задач [1]

По нашему мнению, следует разграничивать понятия «результативность» и «эффективность» управления. Применительно к деятельности органов власти «результативность» понимается как степень достижения поставленных целей (ожидаемых результатов) деятельности какого-либо органа, проведения какого-либо этапа (или отдельного мероприятия) реформы и т.д. Количественное и предельно конкретное выражение этого результата становится главным условием оценки результативности.

Под эффективностью понимается соотношение ресурсов и результатов управления. При этом эффективность деятельности органов государственной власти определяется не только величиной экономического эффекта, но и прежде всего социально-политическими результатами деятельности органов власти. Для оценки эффективности управления региональными социоэкономическими системами необходимы оценочные технологии и процедуры, которые были бы устойчивыми, объективными и позволяли своевременно корректировать деятельность органов государственной власти.

Анализ теоретико-методологических подходов к определению эффективности позволяет сделать вывод о том, что, как правило, выделяют экономическую эффективность и социальную. Вместе с тем, самостоятельность данных видов эффективности относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. В работах итальянского экономиста В. Парето, одного из основоположников концепции эффективности в экономической науке (неоклассическая теория благосостояния) эффективность рассматривается как состояние дел, при котором невозможны изменения направленные на более полное удовлетворение желаний одного человека, не наносящие при этом ущерб удовлетворению жела­ний другого человека. Общественный оптимум, по Парето, – это «та­кое размещение ресурсов общества, такая структура производства и распре­деления продукции, которые являются наилучшими с точки зрения набора поставленных целей» [2]. Таким образом, модель Парето требует учета и экономических, и социальных интересов множества экономических агентов, действующих в регионе.

При разработке модели анализа и оценки социально-экономической эффективности развития региона нами учитывались теоретико-методологические подходы к определению сущности эффективности, нашедшие свое отражение в концептуальных моделях эффективности: системно-ресурсной, целевой, модели удовлетворенности участника, комплексной, содержащей противоречия модель [4]. Сравнительный анализ моделей эффективности позволяет обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются ценностные ориентации, целевые ориентиры и внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и методики оценки эффективности.

Оценка социально-экономического состояния регионов и динамики их развития требуется в задачах реализации региональной стратегии России, в планировании и прогнозировании и в сравнениях действительного положения с целевыми уровнями, со степенью их достижения. Разработка такой оценки достаточно сложная задача, она должна содержать всесторонний анализ социально-экономической жизни и динамики развития региона и при этом эффективность как общая экономическая категория рассматривается как главный критерий оптимальности развития.

Содержание этого критерия состоит в достижении максимума благосостояния населения региона и для стратегических целей управления регионом необходимо представить общий критерий развернутой системой показателей так, чтобы в ней нашли отражение главные цели развития:

1. выравнивание уровня социально-экономического состояния регионов России

2. комплексное развитие с позиций межрегионального взаимодействия;

3. развитие отраслевой структуры региональной экономики с приоритетом лидирующих видов деятельности с высокой добавленной стоимостью и ресурсоотдачей;

Выбор эффективной стратегии подчиняется общей задаче: обеспечить на длительный период рост уровня и качества жизни населения. Этой стратегии соответствует система показателей экономической и финансовой устойчивости региона, позволяющая осуществлять идентификацию факторов-оценок, определяющих эту устойчивость и ее динамику в количественном выражении. Множество таких факторов-оценок желательно определить индивидуально в привязке к специфике данного региона или к группе однородных регионов в макрорегионе, экономическом районе, административном образовании.

Критерии оценки и различия в состоянии, положении регионов определяются с качественных и количественных позиций. Устойчивое развитие региона на длительном периоде времени означает, что происходит непрерывное пошаговое изменение качественных состояний без резких колебаний и обратного хода. Устойчивость развития будет обеспечена в большей мере, если опирается на несколько направлений экономического производства, одновременно работающих в регионе и обеспеченных необходимыми воспроизводящимися ресурсами. Устойчивость предполагает также условия единства автономности и целостности как системные характеристики отдельно взятого региона в его взаимодействии с макрорегионом или экономикой страны в целом.

Региональные стратегии различных типов регионов (густо- и слабозаселенных, сырьевых, аграрных, старо-промышленных) сильно различаются друг от друга и движение к устойчивому развитию в экономическом, социальном и экологическом аспектах для одних регионов не должно происходить за счет торможения в развитии других.

В связи с этим целесообразно строить измерение эффективности развития в сравнительном аспекте как движение к эталону, определенному из реальных, фактических данных в многомерной оценке социально-экономических показателей для нескольких однородных регионов.

В оценке эффективности социально-экономического развития наряду с концепцией устойчивости развития необходимо принимать во внимание фактор неоднородности экономического пространства в России. Региональные различия проявляются как очень высокие по различным показателям: по плотности населения, объему валового регионального продукта на душу населения, уровню бедности, величине инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, в бюджетной обеспеченности, уровне занятости, по природно-климатическим условиям, инновационному потенциалу, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуре. Поэтому для формирования показателей эффективности необходимым условием является группировка регионов и в последующем определении индикаторов эффективного развития для однородных групп регионов. Нельзя вести оценку эффективности состояния и развития регионов базируясь на изучении «среднероссийских» характеристик, непригодны и аналитические сравнения количественных региональных показателей с уровнем средних их величин для всей страны. На наш взгляд здесь пригодны методы сравнительного многомерного экономического анализа, в частности такой анализ можно использовать в оценке и развитии инфраструктуры и ресурсного потенциала и его использования. Кроме того, обеспечивается возможность получения оценок эффективности развития в привязке к конкретным условиям места и времени и использования их как в историческом разрезе, так и в планово-прогнозных решениях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Административная реформа в Российской Федерации: Нормативная база, проблемы реализации, рекомендации [Электронный ресурс] / В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н Чучелина. - 2006 - URL: http://www.federalism.ru/docs/rt_09.06_lek.doc

2. Парето В. Компендиум по общей социологии / В. Парето; пер. с итал. А. А. Зотова; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.

3. Стратегия и тактика развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях: Монография // Под общ. ред. И.С. Цыпина, Ю.Н. Шедько. -М.: ВГНА Минфина России, 2011. – 478 с.

4. Холл Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб: Питер, 2001. - 512 с.


© В.В. Ильин, Ю.Н. Шедько,  Изд-во "Научные технологии".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства