В.В. Ильин, (К.т.н., доц., профессор кафедры экономики и управления, Финансовый университет при Правительстве РФ) Ю.Н. Шедько, (К.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления, Финансовый университет при Правительстве РФ) |
Конференция 02
|
||||
Модернизация системы управления региональными социоэкономическими системами неразрывно связана с определением оптимальных параметров, позволяющих проводить оценку социально-экономического состояния и динамики развития регионов. В условиях функционирования региона как открытой, динамичной социальной системы, изменений, происходящих во всех блоках-компонентах этих систем (институциональном, хозяйственно-экономическом, природно-экологическом, социальном) весьма актуализируется проблема разработки сбалансированной системы показателей (в том числе критериев эффективности деятельности органов государственной власти) и методики анализа и оценки социально-экономической эффективности развития региона [3]. В теории оценок эффективности и результативности существует аксиома, что наиболее сложным является управление большими многофункциональными системами, и, в первую очередь, государственное управление, оценки которого должны объективно характеризовать эффективность и результативность одновременного решения множества глобальных и локальных, стратегических и тактических, внешнеполитических и внутригосударственных, общенациональных и отраслевых, общегосударственных и региональных задач [1] По нашему мнению, следует разграничивать понятия «результативность» и «эффективность» управления. Применительно к деятельности органов власти «результативность» понимается как степень достижения поставленных целей (ожидаемых результатов) деятельности какого-либо органа, проведения какого-либо этапа (или отдельного мероприятия) реформы и т.д. Количественное и предельно конкретное выражение этого результата становится главным условием оценки результативности. Под эффективностью понимается соотношение ресурсов и результатов управления. При этом эффективность деятельности органов государственной власти определяется не только величиной экономического эффекта, но и прежде всего социально-политическими результатами деятельности органов власти. Для оценки эффективности управления региональными социоэкономическими системами необходимы оценочные технологии и процедуры, которые были бы устойчивыми, объективными и позволяли своевременно корректировать деятельность органов государственной власти. Анализ теоретико-методологических подходов к определению эффективности позволяет сделать вывод о том, что, как правило, выделяют экономическую эффективность и социальную. Вместе с тем, самостоятельность данных видов эффективности относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. В работах итальянского экономиста В. Парето, одного из основоположников концепции эффективности в экономической науке (неоклассическая теория благосостояния) эффективность рассматривается как состояние дел, при котором невозможны изменения направленные на более полное удовлетворение желаний одного человека, не наносящие при этом ущерб удовлетворению желаний другого человека. Общественный оптимум, по Парето, – это «такое размещение ресурсов общества, такая структура производства и распределения продукции, которые являются наилучшими с точки зрения набора поставленных целей» [2]. Таким образом, модель Парето требует учета и экономических, и социальных интересов множества экономических агентов, действующих в регионе. При разработке модели анализа и оценки социально-экономической эффективности развития региона нами учитывались теоретико-методологические подходы к определению сущности эффективности, нашедшие свое отражение в концептуальных моделях эффективности: системно-ресурсной, целевой, модели удовлетворенности участника, комплексной, содержащей противоречия модель [4]. Сравнительный анализ моделей эффективности позволяет обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются ценностные ориентации, целевые ориентиры и внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и методики оценки эффективности. Оценка социально-экономического состояния регионов и динамики их развития требуется в задачах реализации региональной стратегии России, в планировании и прогнозировании и в сравнениях действительного положения с целевыми уровнями, со степенью их достижения. Разработка такой оценки достаточно сложная задача, она должна содержать всесторонний анализ социально-экономической жизни и динамики развития региона и при этом эффективность как общая экономическая категория рассматривается как главный критерий оптимальности развития. Содержание этого критерия состоит в достижении максимума благосостояния населения региона и для стратегических целей управления регионом необходимо представить общий критерий развернутой системой показателей так, чтобы в ней нашли отражение главные цели развития: 1. выравнивание уровня социально-экономического состояния регионов России 2. комплексное развитие с позиций межрегионального взаимодействия; 3. развитие отраслевой структуры региональной экономики с приоритетом лидирующих видов деятельности с высокой добавленной стоимостью и ресурсоотдачей; Выбор эффективной стратегии подчиняется общей задаче: обеспечить на длительный период рост уровня и качества жизни населения. Этой стратегии соответствует система показателей экономической и финансовой устойчивости региона, позволяющая осуществлять идентификацию факторов-оценок, определяющих эту устойчивость и ее динамику в количественном выражении. Множество таких факторов-оценок желательно определить индивидуально в привязке к специфике данного региона или к группе однородных регионов в макрорегионе, экономическом районе, административном образовании. Критерии оценки и различия в состоянии, положении регионов определяются с качественных и количественных позиций. Устойчивое развитие региона на длительном периоде времени означает, что происходит непрерывное пошаговое изменение качественных состояний без резких колебаний и обратного хода. Устойчивость развития будет обеспечена в большей мере, если опирается на несколько направлений экономического производства, одновременно работающих в регионе и обеспеченных необходимыми воспроизводящимися ресурсами. Устойчивость предполагает также условия единства автономности и целостности как системные характеристики отдельно взятого региона в его взаимодействии с макрорегионом или экономикой страны в целом. Региональные стратегии различных типов регионов (густо- и слабозаселенных, сырьевых, аграрных, старо-промышленных) сильно различаются друг от друга и движение к устойчивому развитию в экономическом, социальном и экологическом аспектах для одних регионов не должно происходить за счет торможения в развитии других. В связи с этим целесообразно строить измерение эффективности развития в сравнительном аспекте как движение к эталону, определенному из реальных, фактических данных в многомерной оценке социально-экономических показателей для нескольких однородных регионов. В оценке эффективности социально-экономического развития наряду с концепцией устойчивости развития необходимо принимать во внимание фактор неоднородности экономического пространства в России. Региональные различия проявляются как очень высокие по различным показателям: по плотности населения, объему валового регионального продукта на душу населения, уровню бедности, величине инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, в бюджетной обеспеченности, уровне занятости, по природно-климатическим условиям, инновационному потенциалу, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуре. Поэтому для формирования показателей эффективности необходимым условием является группировка регионов и в последующем определении индикаторов эффективного развития для однородных групп регионов. Нельзя вести оценку эффективности состояния и развития регионов базируясь на изучении «среднероссийских» характеристик, непригодны и аналитические сравнения количественных региональных показателей с уровнем средних их величин для всей страны. На наш взгляд здесь пригодны методы сравнительного многомерного экономического анализа, в частности такой анализ можно использовать в оценке и развитии инфраструктуры и ресурсного потенциала и его использования. Кроме того, обеспечивается возможность получения оценок эффективности развития в привязке к конкретным условиям места и времени и использования их как в историческом разрезе, так и в планово-прогнозных решениях. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Административная реформа в Российской Федерации: Нормативная база, проблемы реализации, рекомендации [Электронный ресурс] / В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н Чучелина. - 2006 - URL: http://www.federalism.ru/docs/rt_09.06_lek.doc 2. Парето В. Компендиум по общей социологии / В. Парето; пер. с итал. А. А. Зотова; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с. 3. Стратегия и тактика развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях: Монография // Под общ. ред. И.С. Цыпина, Ю.Н. Шедько. -М.: ВГНА Минфина России, 2011. – 478 с. 4. Холл Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб: Питер, 2001. - 512 с. |
||||
© В.В. Ильин, Ю.Н. Шедько, Изд-во "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|