И.С. Фофанов, (Аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва) |
|
||||||||
Реализация задачи повышения эффективности управления вузом может быть обеспечена автоматизацией учебного процесса и документооборота, позволяющей организовать грамотный менеджмент на всех уровнях организационной структуры вуза. Для решения поставленных задач требуется создание автоматизированной системы управления (АСУ) вузом. Часть требований к АСУ вузом диктуются возможным возникновением необходимости тесной интеграции собственной АСУ, с верхним уровнем отраслевой интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования. В связи с этим, необходимо отметить роль Минобразования России в данном вопросе. Важнейшей задачей научно-технической политики Минобразования России в области информатизации является создание ИАИС сферы образования, объединяющей федеральный орган управления отраслью, образовательные учреждения и подведомственные организации, органы управления образованием [1]. Главная цель создания ИАИС - обеспечить Министерство образования РФ эффективным средством для формирования, контроля и реализации государственной политики в сфере образования, эффективного и оперативного управления отраслью. Руководящими документами Минобразования России это направление утверждено как приоритетное для реализации планов модернизации сферы образования. ИАИС должна обеспечивать построение единого информационного пространства при взаимодействии Министерства образования и учебных заведений; электронный документооборот, формирование планов и консолидированной отчетности; поддерживать распределенную обработку информации и коллективную работу пользователей системы, использовать единую систему классификации и кодирования; иметь средства оперативной аналитической обработки данных. Таким образом, к формируемой АСУ вузом предъявляются особые требования. Такими требованиями являются:
|
||||||||
АСУ может быть основана на концепции «электронного университета», которая является достаточно хорошо разработанной и уже реализована в некоторых вузах. Концепция «электронный университет» реализована в таких вузах как МГТУ им. Баумана, МТУСИ, КГТУ им. Туполева. Все эти университеты имеют положительный опыт построения интегрированной системы управления вузом и, в результате, добились высокого роста эффективности управления, закрепив своё положение на рынке образовательных услуг, позиционируясь как ведущие вузы страны, получившие статус «электронных». В МТУСИ «электронный университет» состоит из таких подсистем как «Абитуриент», «Электронный экзамен», «Контингент», «Рубежный контроль», «Приказы по университету», «Кадры», «Финансовая деятельность вуза», «Электронный документооборот», «Нагрузка», «Общежитие», «Показатели деятельности вуза» [2]. По сути, эти подсистемы направлены на обеспечение деятельности вуза в трёх аспектах:
|
||||||||
В литературе выделяют три основных подхода, в рамках которых обычно осуществляется автоматизация и информатизация деятельности вузах [3]. Один из подходов основан на внедрении коммерческих информационных систем управления, созданных сторонними предприятиями-разработчиками. В задачи этих предприятий входят создание, модернизация программного обеспечения, а также его внедрение, обычно включая предварительное обследование и рационализацию процессов деятельности вуза-заказчика. Второй подход предполагает построение информационной системы управления собственными силами вуза. В этом случае в течение определенного временного периода создается АСУ, учитывающая особенности конкретного вуза и обеспечивающая автоматизацию всех основных его подразделений. Третий подход заключается в смешанном использовании заказных коммерческих и собственных программных решений. Сложные коммерческие АСУ в целом поддерживают все необходимые функций организации, однако, в силу универсальности систем, каждая конкретная функция может быть реализована без учета особенностей организации и не самым оптимальным для нее образом [3]. Исключая этот факт, необходимо заметить, что невозможно создать настолько универсальную систему, чтобы она удовлетворяла всем бизнес-требованиям различных вузов. При разработке систем такого масштаба всегда приходится идти на компромиссы при реализации того или иного функционала. Таким образом, особенности деятельности вузов как организаций образования, исторически сложившиеся схемы их управления и финансирования, определяют специфику создания в них информационных систем управления. Каждый вуз имеет право на индивидуальность развития, уникальность ведения учебного процесса, научной деятельности. Это касается в первую очередь ведущие вузы страны. Желание создать уникальную АСУ «под себя» может оказаться единственным выходом для университета и это не противоречит концепции Министерства образования, которая предполагает универсальность. Для того, чтобы удовлетворить требованиям концепции Минобразования, достаточно заложиться при разработке собственной АСУ на поддержку универсального интерфейса взаимодействия с верхним уровнем. |
||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Белушкин С.Д., Королевский Д.А., Кузнецов Ю.М. ИАИС – основа информатизации сферы образования [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&d=light&id_sec=14&id_thesis=177&r=thesisDesc. 2. Аджемов А., Шестаков В. Электронный университет // «Высшее образование в России». М.: Редакция журнала Высшее образование в России при Московском государственном университете печати, 2007. № 12. С. 77-81. 3. Подолякин О.В. Оценка эффективности инвестиций в информационную систему управления вузом. – Дисс. канд. экон. наук. – Вологда, 2008. – 166 c. |
||||||||
© И.С. Фофанов, Изд-во "Научные технологии", 2012. |